Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Биография: Дэвид Кроненберг
Автор: Вероника Кломас и др.Дата: 15.03.2013 15:30
Разместил: Юлия Талалаева
Комментарии: (0)
Знаменитый канадец, которому сегодня исполнилось 70 лет, клятвенно обещал «давать отпор безумию и хаосу», чему остаётся верен в каждой картине. Начав с фильмов категории B, он превратился в живого классика.


МАСТЕР ПЛОТИ И КРОВИ

Техногенные мутации и философская рефлексия, гротескные уродства, потоки крови и непрекращающееся насилие, похоть и буйство плоти, - всё то, что предвещает апокалиптическое будущее, в руках Кроненберга превратилось в изящную глину, из которой он вылепил своего личного монстра – Киновселенную Кроненберга.

Дэвид Пол Кроненберг родился в 1943 году в Торонто, Канада, в семье журналиста-фрилансера и преподавательницы игры на фортепиано. В детстве Дэвид проявлял особый интерес к науке, особенно, к ботанике и чешуекрылым. Всё идёт из детства, как мы видим. В 1963 году он поступил в Университет Торонто, где изучал естественные науки, но в течение первого года обучения разочаровался и перешёл на обучение Английского языка и Литературы. Тогда будущий режиссёр увлёкся произведениями Уильяма С. Берроуза,легенды бит-поколения, и литературного энтомологаВладимира Набокова. Роман первого Кроненбург впоследствии экранизировал, а вот со вторым великим он разделял любовь к милейшим крохотным тварям. Дэвид мечтал тоже стать писателем и посещал кружок синефилов и будущих сценаристов.

Кроненберг был сильно впечатлён короткометражным фильмом своего однокурсника «Зима нас согрела» (1966). До этого Дэвид не был киноманом, но после просмотра работы приятеля, начал постоянно зависать в магазинах, где давали кинокамеры на прокат, и выяснил всю специфику кинопроизводства. Он снял два фильма на 16-мм киноплёнку с бюджетом в 300 и 500 канадских долларов соответственно: «Пересадка» (1966) и «Из канализации» (1967). Целый год после Кроненберг разъезжал по Европе, по возвращении в Канаду продолжил учиться и в свободное время снял авангардистский научно-фантастический фильм «Стерео» (1969). Потом были семидесятиминутные «Преступления будущего», мрачное сюрреалистичное исследование сексуальности. Режиссёр уже в своих первых творениях выбрал экспериментаторский путь, который становился с годами всё более изощрённым и анатомическим. После нескольких ТВ-работ и пятёрки короткометражек, Кроненберг снимает первый полнометражный фильм «Судороги» (1975) о безумном учёном, повысившем у людей уровень сексуального желания и насилия.

«Судороги» вместе с фильмами «Бешеная» (1977) и «Выводок» (1979) составили в фильмографии режиссёра трилогию о том, как физическое развитие тела ставит цивилизацию на колени. Прорывными для Кроненберга стали «Сканнеры» (1980): в кино рассказывается о живущих среди нас людях, которые на досуге читают мозг других и способны своим мозгом кого-нибудь довести до летального исхода. Кроненберг вновь снял фильм по собственному сценарию: мечта стать писателем в нем не потерялась, он научился киноязыку. Однако, идею к «Сканнерам» ему подкинул маэстро Берроуз главой из романа «Обед нагишом». Следом Дэвид взялся за одну из своих любимых тем – медиа; «Видеодром» (1982) поглотил в себя всю очаровательную мерзость жизни от порнографии и убийств до разлагающейся психики и плоти. Люди и медиа-аппаратура переплетаются невообразимыми способами в сценах сексуального характера и диалогах – визионерский неофашистский ужас. Который, кстати, теперь мы наблюдаем наяву.

Сравнительно менее пугающая «Мёртвая зона» (1983), снятая по роману любителя своих экранизаций, Стивена Кинга, стала первым фильмом, в основе сценария которого была не оригинальная идея; но его режиссёрский почерк уже сложно было с кем-то спутать. С «Мёртвой зоны» началось погружение мэтра в чужие сновидения и умопомрачительные фантазии, которое длилось полтора десятилетия. В 1986 году он делает ремейк классического хоррор-фильма 50-х годов Курта Нойманна, который в свою очередь снят по новелле Джорджа Ланжелена. «Муха» сделала Кроненберга тем, кем мы видим его сейчас: великого художника со всеми его уходами в психоделику, технологический прогресс и анатомию. «Муха» - натуралистическая мучительная кинолента о, учёном-одиночке, сконструировавшем телепорт. Начав с неодушевлённых предметов, он додумался до перемещения в пространстве себя, но залетевшее в машину насекомое превратило гениального учёного в какую-то мутную вариацию.

Следующая картина вновь принесла Кроненбергу славу у зрителей и критиков: в «Связанных насмерть» (1988) исследуется проблема идентификации и разобщённости между близнецами-гинекологами, полюбившими одну женщину.В начале последнего десятилетия XX века Кроненберг отдаёт поклон своему литературному учителю, Уильяму С. Берроузу, воплотив на экране его роман «Обед нагишом» вперемешку с биографическими фактами из жизни писателя. Сам Берроуз высоко оценил работу своего поклонника. Одноимённый фильм Кроненберга похож на невероятный сон с изломленным пространством и безумным смешением красок, а после просмотра ничего не понятно. Люди соседствуют с поистине ужасающими существами, и вся текучая реальность наполняется роем печатных машинок. Это страшный сон, это прекрасный сон, именно потому, что он никогда не станет правдой. После «М. Баттерфляй» (1996), ретро-мелодрамы о женщине-мужчине, Кроненберг снял скандальный фильм «Афтокатастрофа» (1996). В этой экранизации полупорнографического произведения Дж. Г. Бэлларда режиссёр как никогда намешал густое варево из секса и насилия; режиссёр получил специальный приз Каннского кинофестиваля за «художественное мужество». В этой категории мужества с ним тягаться может разве что Алехандро Ходоровски.

Вновь вернуться в свою персональную вселенную Кроненберг решил на пороге нового тысячелетия и снял «Экзистенцию» (1999) по собственному сценарию. Остроумная сатира на человеческую безответственность: персонажи фильма думают, что они герои компьютерной игры, а значит, всё не по-настоящему. Убийство и смерть превращаются в забавную игру. Чем дальше, тем фильмы Кроненберга становятся утончённее и философичнее, он копается в коллективном бессознательном и вытаскивает все подавленные извращённые желания человечества. Психологический триллер «Паук» (2002) – вершина кроненбергского гения: история умалишённого, запутавшегося в паутине воспоминаний детства. Великолепная игра РэйфаФайнса в непроходимо-мрачной атмосфере всей картины и внутренне-напряжённый сценарий создали жанровый шедевр. В 2005 году Кроненберг экранизировал роман-комикс «Оправданная жестокость» о двух путешествующих бандитах, через два года вышел «Порок на экспорт» о русской оргпреступности в Лондоне, - оба фильма стали началом новой эры в карьере канадского «мастера ужасов»; режиссёр отошёл от излюбленных пугающих тем вроде мутаций и перешёл к более традиционным историям. В биографической драме «Опасный метод» (2011) всё внимание отдано модифицированию психики человека по всем законам Фрейда. Хотя от проблем в голове лишь шаг до проблем с телом…

Специалист по жанру bodyhorror уже давно предсказал, что станет с человеком, прильнувшим к экрану телевизора. Машины не победят человека, они сольются с ним в единое тело. Наверное, поэтому ему уже не интересно показывать судорожные превращения человека в муху, а любопытнее снять двухчасовую поездку Роберта Паттинсона в лимузине. Шестидневный труд над сценарием «Космополиса» (2012) принёс свои, скажем прямо, весьма загадочные плоды. Многие зрители, возможно, подумали, сидя в кинотеатрах, что режиссёр решил над ними постебаться, но на самом деле в фильме отражено современное общество (хотя первый вариант всё равно не следует исключать).

А пока Дэвид Кроненберг исследует вечные девиации нашего сознания, предлагаем вам попробовать некоторые из его работ: если вам не станет совсем жутко, можете завершить трапезу просмотром фильма. Да, Кроненберг ещё просил вам напомнить: «С возрастом все мы превращаемся в монстров».

Вероника Кломас


СТЕРЕО (STEREO)
1969, Канада, 65 мин.
Жанр: фантастика
В ролях: Рональд Млодзик, Джек Мессинджер, Айэйн Юинг, Клара Майер






СКАННЕРЫ (SCANNERS)
1980, Канада, 103 мин.
Жанр: ужасы, фантастика
В ролях: Дженнифер О’Нил, Стивен Лэк, Патрик МакГуэн, Лоуренс Дэйн






ВИДЕОДРОМ (VIDEODROME)
1982, Канада, 84 мин.
Жанр: ужасы, фантастика
В ролях: Джеймс Вудс, Соня Смитс, ...






М. БАТТЕРФЛЯЙ (M. BUTTERFLY)
1993, США, 101 мин.
Жанр: драма, мелодрама
В ролях: Джереми Айронс, Джон Лоун, Барбара Зукова, Иэн Ричардсон






ЭКЗИСТЕНЦИЯ (EXISTENZ)
1999, Канада-Великобритания, 97 мин.
Жанр: фантастика
В ролях: Дженнифер Джейсон Ли, Джуд Лоу, Иэн Холм, Уиллем Дефо






ОПРАВДАННАЯ ЖЕСТОКОСТЬ (A HISTORY OF VIOLENCE)
2005, США-Германия, 96 мин.
Жанр: триллер, драма, криминал
В ролях: Вигго Мортенсен, Мария Белло, Эд Харрис, Уильям Хёрт






ПОРОК НА ЭКСПОРТ (EASTERN PROMISES)
2007, Великобритания, Канада, 100 мин.
Жанр: триллер
В ролях: Наоми Уоттс, Вигго Мортенсен, Венсан Кассель






ОПАСНЫЙ МЕТОД (A DANGEROUS METHOD)
2011, Германия-Канада-Великобритания-Швейцария, 93 мин.
Жанр: психологическая драма
В ролях: Кира Найтли, Вигго Мортенсен, Майкл Фассбендер, Венсан Кассель






КОСМОПОЛИС (COSMOPOLIS)
2012, Канада-Франция-Португалия-Италия, 105 мин.
Жанр: триллер, драма
В ролях: Роберт Паттинсон, Сара Гадон, Кевин Дюран, Саманта Мортон
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 43 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2019. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Наверх

Работает на Seditio