Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Биография: Мартин Скорсезе
Автор: Павел ОрловДата: 17.11.2012 20:33
Разместил: Олег Варнавский
Комментарии: (0)
17 ноября 2012 года семидесятилетний юбилей отмечает Мартин Скорсезе, живой классик мирового кино, человек редкого таланта делать произведения искусства хитами проката.


ГЕНИЙ АМЕРИКАНСКОГО КИНО

За полвека карьеры в кинематографе, режиссёр создал около полсотни художественных и документальных картин, многие из которых неизменно попадают во всевозможные топы лучших фильмов. В мире кино Скорсезе, кажется, добился всего, что только возможно: его фильмы востребованы зрителями и приняты критиками, и трудно представить, куда это режиссёр помещает все сто с лишним присуждённых ему наград, среди которых, между прочим, статуэтки премии «Оскар» и кинофестиваля в Каннах. Мэтр, тем не менее, не устаёт трудиться, и сегодня работает как минимум над четырьмя проектами.

Скорсезе родился в Нью-Йорке, в районе Маленькая Италия, прославленном на весь мир самыми невероятными криминальными историями. Насилие и кровопролитие здесь было нормой, о чём Мартин узнал уже в пятилетнем возрасте, когда впервые увидел человека с простреленной головой. Родители будущего режиссёра, выходцы из Сицилии, строго придерживались католических традиций, чем привили сыну обострённую совестливость и нетерпимость к особенно явным проявлениям порока. Какое-то время Скорсезе даже мечтал о том, чтобы стать приходским священником, но, приглядевшись получше к царившему вокруг него беспределу, пришёл к выводу, что служителю Господа в этом мире делать нечего. Проведший как минимум половину детства в кинотеатрах, влюблённый в грандиозные голливудские пеплумы и скромные, но пронзительные картины итальянского неореализма, Скорсезе решил посвятить себя искусству экрана.

В кино Скорсезе пришёл в нужное время. Его первые опыты, местами неловкие, местами уходящие в чистый трэш, но неизменно искренние, получили одобрение таких прославленных мастеров независимого и малобюджетного кино, как Роджер Корман и Джон Кассаветис. В фильмах «Кто стучится в дверь ко мне?» (1967) и «Берта по прозвищу “Товарный вагон”» (1972) проявлялось стремление автора говорить довольно жестоким языком о настоящей, невыдуманной жизни, вскрывать противоречия нашего абсурдно устроенного мира. А такой подход идеально соответствовал требованиям эпохи «нового Голливуда». После восторженно принятой критиками гангстерской ленты «Злые улицы» (1973), Скорсезе встал в один ряд с самыми талантливыми режиссёрами своего поколения, молодыми парнями, вроде Стивена Спилберга, Джорджа Лукаса, Питера Богдановича.

Материал, лежащий в основе «Злых улиц», жизнь преступной среды, об особенностях которой Скорсезе знал не понаслышке, стал одним из центральных в творчестве режиссёра, и лёг в основу наиболее известных его фильмов. Большинству Скорсезе известен именно как мастер криминальных драм, жестоких, зрелищных, не лишённых чёрного юмора. К числу таких картин относятся «Славные парни» (1990), «Казино» (1995), «Отступники» (2006).

Однако если внимательней приглядеться к фильмографии режиссёра, то можно заметить, что гангстеры являются далеко не единственными персонажами его лент. При этом почти все главные герои фильмов Скорсезе, в той или иной степени, представляют альтер-эго режиссёра. Мятежные, недовольные окружающим миром, они постоянно находятся в борьбе с самими собой, со своими пороками, страстями, наконец, с совестью. Они предают, мстят, грешат, пробуют искупить вину, пытаются самоутвердиться, мучаются от навязчивых маний. Персонаж Мартина Скорсезе – человек противоречивый, с расколотым сознанием, колеблющийся между условиями внешнего мира и требованиями мира внутреннего, загнанный в положение, которое кажется неразрешимым. В «Таксисте» (1976) такой герой, из любви к справедливости и ненависти к пороку, задумывает убить политика и устраивает бойню в борделе. В «Бешеном быке» (1980) он выплёскивает всё накопившееся в душе на ринге и завоёвывает титул чемпионом мира по боксу. А в «Эпохе невинности» (1993), устав от обыденной жизни, он мечется между завидной невестой и обольстительной любовницей. Именно благодаря противоречивости героев вызвала и продолжает вызывать споры лента «Последнее искушение Христа» (1988). В картине, Иисус, провозвестник новой веры, сомневается в этой вере больше всех. А Иуда, первый ученик, именно благодаря крепости своей веры, идёт на предательство.

Скорсезе никогда не задерживался долго на одной теме или на одном жанре, всегда пытался проявить себя на каком-то новом, неизведанном ранее поле. Так, в промежутке между кровавыми хитами «Злые улицы» и «Таксист», он снял лирическую, нацеленную на женскую аудиторию мелодраму «Алиса здесь больше не живёт» (1974). В числе его картин есть мюзикл «Нью-Йорк, Нью-Йорк» (1977), и психологический триллер «Мыс страха» (1991), трагикомедия «Король комедии» (1982) и мистическая лента «Воскрешая мертвецов» (1999), смелый антисюжетный опыт «После работы» (1985), и грандиозная костюмированная постановка «Век невинности», философский байопик «Кундун» (1997), и фильм для детей «Хранитель времени»(2011). Но при всём творческом разнообразии, Скорсезе любит подчёркивать, что в каждом проекте для него на первом месте стоит человек, его судьба, его сознание. Именно эта особенность составляет главную ценность таких драматических лент, как «Бешеный бык» и «Авиатор» (2004).

Творческий путь Скорсезе, в отличие от многих других режиссёров, со стороны выглядит довольно стабильным. Глядя на его обширную фильмографию, нельзя выделить каких-то особенно затяжных периодов кризиса или простоя, не было у него и каких-либо громких провалов. Его картины, кроме, быть может, самых ранних, неизменно пользовались успехом, как у зрителей, так и у критиков. Удивительно, но многие важные в Голливуде люди не желали признавать Скорсезе вплоть до 90-х годов, пока он не снял такие успешные ленты, как «Славные парни» и «Мыс страха». Американская академия киноискусства игнорировала режиссёра ещё дольше. Десятилетиями Скорсезе дразнили бесконечными номинациями, но впервые наградили «Оскаром» лишь относительно недавно, в 2007 года, за «Отступников».

Чистокровный сицилиец, Скорсезе всегда отличался буйным нравом и взрывным характером. Трудно поверить в то, что этот невысокий человек с густыми бровями, большим носом и грустными-грустными глазами может быть настоящим тираном. Причём во всей красе свои не лучшие качества режиссёр предпочитает проявлять дома, благодаря чему на сегодняшний день его терпит уже пятая жена. Злость, «продуктивная злость», по словам самого Скорсезе, хорошо «идёт в работу», является одним из двигателей творчества. Так, будучи «очень зол на Лас-Вегас», он снял «Казино». Видимо, именно срывая злость на кого-то или на что-то, он заставил Де Ниро для исполнения главной роли в «Бешеном быке» набрать ни много ни мало двадцать килограмм. А чтобы актёр лучше вжился в образ героя «Таксиста», Скорсезе вынудил его месяц отработать за баранкой.

Одним из главных источников вдохновения для Скорсезе являются суровые впечатления юности. Ярый противник насилия, режиссёр славится своим умением максимально натуралистично и жестоко показывать насилие на экране. Неоднократно это ставилось Скорсезе в вину, и служило поводом для нелепых обвинений в прославлении жестокости. Стремление к воссозданию правды жизни иногда приводило Скорсезе к совсем уж экстравагантным поступкам. Так, в том же «Таксисте» исполнять роль проститутки, причём такой отвязной проститутки, без комплексов, была приглашена Джоди Фостер, девочка четырнадцати лет. К слову, об актёрах. Именно у Скорсезе сыграли свои лучшие роли и с неожиданной стороны раскрылись не только Роберт Де Ниро и Джоди Фостер, но ещё и Харви Кейтель, Леонардо ДиКаприо, Джо Пеши, Уиллем Дефо.

Как известно, Скорсезе является одним из самых больших киноманов среди режиссёров. По собственному признанию, в свободное время он любит «запереться в просмотровой и просто смотреть кино». Не случайно одним из его самых одиозных документальных проектов стала четырёхчасовая «История американского кино от Мартина Скорсезе» (1995), где повествуется о мире Голливуда и о самых значительных картинах, им созданных.

Как ярчайший представитель поколения секса, наркотиков и рок-н-ролла, Скорсезе, конечно же, является заядлым меломаном. Редкий его фильм обходится без сопровождения заводных шлягеров 60-70-х годов. При этом особенное предпочтение режиссёр отдаёт нестареющим The Rolling Stones. Кстати, документальные фильмы о музыкантах можно выделить в особую группу в фильмографии Скорсезе. Он делал картины о таких легендах, как Боб Дилан, Джордж Харрисон, The Band и те же The Rolling Stones.

Недавно Скорсезе признался в одном из интервью: «…у меня довольно паршивое настроение. И так уже лет сорок». Выходит, почти все свои фильмы Скорсезе снимал, будучи в дурном расположении духа. Что ж, остаётся пожелать, чтобы настроение у него ни в коем случае не улучшалось, уж больно хочется увидеть те самые грядущие четыре проекта. А пока вашему вниманию представляются наиболее интересные работы мэтра…
Павел Орлов

ЗЛЫЕ УЛИЦЫ
Mean Streets, 1973


Слоган: ««You don't make up for your sins in church. You do it in the streets...»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Харви Кейтель, Роберт Де Ниро, Дэвид Провэл, Эми Робинсон
Кассовые сборы: $32000


АЛИСА ЗДЕСЬ БОЛЬШЕ НЕ ЖИВЕТ
Alice Doesn't Live Here Anymore, 1974


Слоган: «A picture for anyone who has ever dreamed of a second chance!»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Эллен Бёрстин, Дайан Лэдд, Харви Кейтель, Крис Кристофферсон
Кассовые сборы: $18 600 000


ТАКСИСТ
Taxi Driver, 1976


Слоган: «Он – одинокий, забытый человек, отчаянно пытающийся доказать что он - ВЫЖИВЕТ»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Джоди Фостер, Сибилл Шепард, Питер Бойл
Кассовые сборы: $28 262 574


БЕШЕНЫЙ БЫК
Raging Bull, 1980


Слоган: -
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Кэти Мориарти, Джо Пеши, Фрэнк Винсент
Кассовые сборы: $23 383 987


ПОСЛЕ РАБОТЫ
After Hours, 1985


Слоган: «What if that date you thought would never end didn't?»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Гриффин Данн, Розанна Аркетт, Верна Блум, Томми Чонг
Кассовые сборы: $10 609 321


ПОСЛЕДНЕЕ ИСКУШЕНИЕ ХРИСТА
The Last Temptation of Christ, 1988


Слоган: -
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Уиллем Дефо, Харви Кейтель, Барбара Херши, Гарри Дин Стэнтон
Кассовые сборы: $8 373 585


НЬЮ-ЙОРКСКИЕ ИСТОРИИ
New York Stories, 1989


Слоган: «One City. Three Stories Tall»
Режиссеры: Вуди Аллен, Френсис Форд Коппола, Мартин Скорсезе
В ролях: Вуди Аллен, Марвин Чэтиновер, Мэй Куэстел, Миа Фэрроу
Кассовые сборы: $10 763 469


СЛАВНЫЕ ПАРНИ
Goodfellas, 1990


Слоган: «Тридцать лет из жизни мафии»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Рэй Лиотта, Джо Пеши, Лоррейн Бракко
Кассовые сборы: $46 836 394


МЫС СТРАХА
Cape Fear, 1991


Слоган: «Sam Bowden has always provided for his family's future. But the past is coming back to haunt them.» Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Ник Нолти, Джессика Лэнг, Джульетт Льюис
Кассовые сборы: $182 291 969


КАЗИНО
Casino, 1995


Слоган: «Риск. Власть. Искушение.»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Роберт Де Ниро, Шэрон Стоун, Джо Пеши, Джеймс Вудс
Кассовые сборы: $116 112 375


ВОСКРЕШАЯ МЕРТВЕЦОВ
Bringing Out the Dead, 1999


Слоган: «Any call can be murder, any stop can be suicide, any night can be the last. And you thought your job was hell?»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Николас Кейдж, Патриция Аркетт, Джон Гудмен, Винг Реймз
Кассовые сборы: $16 797 191


БАНДЫ НЬЮ-ЙОРКА
Gangs of New York, 2002


Слоган: «Америка рождалась на улицах»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Дэниэл Дэй-Льюис, Кэмерон Диаз, Джим Броудбент
Кассовые сборы: $193 772 504


АВИАТОР
The Aviator, 2004


Слоган: «Leonardo DiCaprio as Howard Hughes the man who became a legend.»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Кейт Бланшетт, Мэтт Росс, Джон Си Райли
Кассовые сборы: $213 741 459


ОТСТУПНИКИ
The Departed, 2006


Слоган: «Lies. Betrayal. Sacrifice. How far will you take it?»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Мэтт Дэймон, Джек Николсон, Марк Уолберг
Кассовые сборы: $289 847 354


ОСТРОВ ПРОКЛЯТЫХ
Shutter Island, 2009


Слоган: «Some places never let you go»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Леонардо ДиКаприо, Марк Руффало, Бен Кингсли, Макс фон Сюдов
Кассовые сборы: $294 804 195


ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ
Hugo, 2011


Слоган: «One of the most legendary directors of our time takes you on an extraordinary adventure.»
Режиссер: Мартин Скорсезе
В ролях: Аса Баттерфилд, Бен Кингсли, Саша Барон Коэн, Хлоя Грейс Морец
Кассовые сборы: $184 557 654
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 27 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2019. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru
Наверх

Работает на Seditio