ПРОМЕТЕЙ (PROMETHEUS)
Жанр: фантастический триллер
2012, США-Великобритания, 110 мин.
Режиссер: Ридли Скотт
В ролях: Нуми Рапас, Майкл Фассбендер, Шарлиз Терон, Идрис Эльба, Гай Пирс, Логан Маршалл-Грин, Шон Харрис, Рейф Сполл
Просто жить муравьём. Простым работягой, что трудится день и ночь, приходит домой вспотевший, уставший. Мысли только о том, как бы прожить следующий день. Сложно жить романтикам-учёным. Вечный поиск, идущий вслепую. И каждый новый ответ не является ответов, но новым сука-вопросом. В чём смысл нашей жизни? Дуглас Адамс уже всем давно ответил наиболее полным способом, но люди и слушать не хотят, пока вогоны не начнут убивать планету, оставляя им шанс добежать до своего полотенца. Нужные люди с места сорвутся, дай только повод поверить в свою идею. Фанатизм — это чистый кислород. Им легко можно задохнуться. Фильм-идея. Эскизы обещали многое — почти такую же глобальную вселенную, как и в «Аватаре» Кэмерона. А некая нечто-подобность облегчала воплощение этой идеи. Всё могло меняться прямо в кадре. Структура новой жизни красиво эволюционировала, ломая скафандры, забираясь в глотки, махая по сторонам массивными тентаклями. Сначала лишь простые глисты, которые вырастают в истребителей цивилизаций. Апокалипсическая красота, локализованная рамками заранее неживой планеты.
У Ридли Скотта вышел, наверное, самый жестокий фильм, за режиссерское кресло которого он садился. Натуралистичные съёмки редко обременяются неживой цифрой. Только реальность — только хардкор. Классическая музыка на манер «Космической Одиссеи». Забракованная любовь. Попытка подружиться. Попытка понять. Попытка спастись. И снова понять. Убийства, убийства, убийства… Пытаться объяснить сюжет легче всего через цитирование диалогов — именно в них происходят смены событий. Крайне сильный актерский состав рукой и мыслью Ридли Скотта — человека, что в современном мейнстримном кинематографе лучше всех чувствует силу слова. Именно в слове произошла первая трагедия фильма и именно словом закрывается сюжет, оставляя титры на попечение бессмысленному пафосу. Фильм закончился ещё до того, как пошла последняя сцена. И в этом тоже чувствуется Ридли Скотт.
И в своей обречённости, как после первого «Чужого» — тоже он. Как Курт Рассел, замерзающий в финале «Нечто». Ведь, на самом деле, люди и не знали, что хотели узнать от Создателей. Устроил бы их любой ответ? Действия Дэвида — циничного, подобно Бендеру из Футурамы, андроида — лучшая призма для рассмотрения человечества. Обречённость! Трагедия! Мечта растает чёрным вязким сном, порождающим чудовищ. На фоне стремительно эволюционирующей жизни разыгран не один уровень трагедии. Люди играют в тест Тьюринга под одеялом. Лгут друг другу. Некрасиво предают. Убивают. Боги свергают титанов. Люди свергают богов. Людей свергают люди. Люди боятся, но самое страшное — они продолжают любить свой страх. И, по сути, стремились лишь к звёздам, на которые указывал рисованный большой человек, кидающий «зигу». Тут несчастье было даже в зародыше. Но эту трагедию не услышать. Потому что нет опознавательных знаков. Нет привычных акцентов. Нет завершённостей. Есть кино.
И кино это пропадёт. Кто нас создал? Теология, дарвинизм, деникинизм. Трёхфазная цепь разомкнётся в будущем Дель Торо. А до этого «Прометей» останется фильмом для тех, кто любил и любит оригинального «Чужого».
Никита Глухов
АЛЬТЕРНАТИВНОЕ МНЕНИЕ
То ли приквел, то ли самостоятельная история (а Ридли Скотту хочется и того, и другого) «Прометей» - долгожданное воссоединение с каноном «Чужого», который со временем превратился в постмодернистский сериал с неизбежным развитием вселенной ксеноморфов. Не привыкшему создавать исчерпывающие экранные образы британцу захотелось снова увидеть пред собою лейтенанта Рипли. Нуми Рапас, воплотившая новую бой-бабу, также имеет должность ради галочки, не обладает выразительным характером, а полноценно раскрываться начинает, когда в дело вступает инстинкт выживания. Под стать ей собрана и почти вся остальная команда, цель которой - подавать совсем необязательные реплики и в нужное время отдать концы. Однако Скотту, как приложившему руку к изменению масскульта, хочется большего, чтобы придать метанию своих одномерных фигурок чуточку осмысленности.
По «Прометею» ощутимо заметно, как из малой формы спешно сделали большую, перекроив историю о появлении на свет ксеноморфа в сторону глобальной философии о зарождении человеческой цивилизации. Скотт откалывает от сюжетного камня кусок за куском (из-за чего сценарий просто перестает существовать, свернувшись до размера небольшой фабулы), дабы нарастить мускулы на голый каркас якобы новой истории.
Поиск богов в дальних затерянных уголках космоса, в целом Скотту простителен (учитывая возраст режиссера), но при этом и удивителен, поскольку сэр Ридли никогда не покушался на раскрытие публике глубин мироздания. А поскольку интеллектуальная фантастика по-прежнему пребывает в бозе, изыскания британца уместнее сравнить с осмыслением пространства Стэнли Кубрика. Последний, как известно, не предлагал аксиом, а развертывал перед зрителем целые теоремы, доказать которые не представлялось возможным, как в 1968 году, так и сейчас. Для него человек, во многом представал ребенком, для которого полноценно раскрыть, а соответственно и вписать в пантеон, фигуру отца (то есть породившего его) не удавалось по причине собственной незрелости, возраста, когда постигать окружающий мир приходится посредством тактильных ощущений, недоуменно агукая после каждого нового открытия.
У Скотта человечество повзрослело настолько, что осознало, отца рядом давно нет, а его место занял всемогущий отчим, убить которого пыталась целая философская армия в XIX веке, а также разрушающий былые каноны век XX-й. Родителей не выбирают. Этот тезис лучше всего поймут дети когда-то брошенных детей. У Скотта – это андроид Дэвид, чья программа вот-вот выйдет из строя, чтобы уступить место подобию собственного сознания, а вследствие этого - бунту против отцов. Но главный ответ «Прометея» все же заключается в неразумности и непостижимости нашей жизни, а также тщетных поисков истины. Скотт здесь практически как Джойс или Эллиотт хоронит одного Бога для того, чтобы оживить сотворенных им детей – сюжет, сохранившийся в исходных кодах египетских и греческих мифов. Но будут ли счастливы потомки?
Вот вроде и медленно удаляется от давно опустевшей колыбели человек, так и не найдя ответов на свои вопросы. Вот вроде снова пускается он на поиски. Вот вроде и открылась страшная тайна о мироздании, да только вылез из колыбели зверь безобразный, и все рассеялось, как дым. Папа, папа, мне просто приснился кошмар. Прошу останься, не покидай меня неразумного, пока я снова не засну крепким сном. В нем больше не будет чудовищ, поскольку ты теперь надежно защищаешь меня.
Сергей Сысойкин
|
Комментарии:
1. | Игорь Талалаев | | 07.06.2012 16:59 |
Просто лучшая часть франшизы. Шокировал больше все же оригинал, но и в "Прометее" хватает сильных сцен, когда кола в горло не лезла. |
2. | Юрий Хамнаев | | 09.06.2012 05:17 |
Персонажи идиотские, логики абсолютно никакой, сюжетные дыры убивают. Но визуал, атмосфера и музыка гениальны, от некоторых сцен хотелось апплодировать стоя, а финальный монтаж перед титрами просто убил. Пока что - лучшее, что видел за год. |
3. | Игорь Талалаев | | 11.06.2012 15:04 |
Персонажи, логика и сюжет - не хуже, чем в оригинальном "Чужом". Который почему-то принято называть культовым и вообще всячески хвалить. Впрочем, главное в нем атмосфера. Атмосфера шикарна и в "Прометее", так что есть основания полагать, что с годами фильм ждет заслуженный культовый статус. |
4. | Виталий Арабаджи | | 13.06.2012 01:26 |
Сходил. В целом неплохо. Порадовал фан-сервис в качестве ссылок на первый фильм (даже музыку Голдсмита переиграли), новый вид инопланетных тварей порадовал, порадовал дизайн и фишки технологические. Сцена аборта отличная. А вот что касается сюжета, то он кроме того что по фабуле очень вторичен и один в один повторяет первую часть, он очень забагованный.
QuoteПерсонажи, логика и сюжет - не хуже, чем в оригинальном "Чужом".
На уровень хуже. Это, конечно, не уровень убожества всех времён под названием "Чужой 4", но сюжет тут ещё теми белыми нитками сшит.
Невыспавшиеся дальнобойщики в первой части куда адекватнее себя вели, несмотря на то, что к ним был тайно внедрён синтетик и всячески вредил. А тут подготовленные учёные и поведение как у подростков в треш-хоррроре. Никакой дисциплины, никакой осторожности, сплошная дурь и расхлябанность.
Мало того, что при ЧП у них не было никакого плана по отходу (из-за чего двое идиотов забрели хрен знает куда и потерялись), один из супер-учёных зачем-то начал играться с заведомо опасной формой жизни и после этого совершенно неожиданно (!!!) умер.
Также порадовало, как расчётливый мега-босс пришёл в логово к инопланетной хне и решил, что он настолько крут, что уж ему-то инопланетная хня, чьё адское оружие убило столько человек, вот так вот внезапно начнёт дружелюбно раскрывать внезесные тайны и секреты бессмертия, вместо того, чтобы убить как всех остальных. С помощью синтетического болвана (которым легко можно управлять с корабля) мега-босс с НЕХом говорить почему-то не хотел, и пошёл к нему сам, из-за чего тоже совершенно неожиданно (!) помер.
При этом, непонятно, ЧТО ВООБЩЕ в этот раз было нужно Компании (ну, кроме диалога с НЕХами)
Когда "мега-подготовленные учёные" пытаются внести на корабль заражённого, Баба-босс сжигает его заживо, ибо надо соблюдать карантин. При этом, ОНА ЖЕ зачем-то позволяет заражать команду и хочет доставить "беременную" Шоу на Землю. Шизофрения? |
5. | Игорь Талалаев | | 21.06.2012 06:38 |
А "мега-босс" был расчетлив?) И в чем же заключалась расчетливость?) И вообще, он обязан быть расчетливым, находясь одной - если не двумя - ногой в могиле?) Вэйланд уже в маразм в пал и цеплялся за жизнь из последних сил. Праотцы - это его последняя соломинка. И спешил он к ним лично, потому что надеялся сразу получить бессмертие или молодость (а ну как помрет раньше времени во время ожидания ответа?). Да и чем он рисковал? Жизнью? Он и так умер бы - не сегодня, так завтра. Так что нормальное это поведение для дряхлого старика. Компании ничего не нужно было на этой планете, экспедиция - просто попытка старикана поправить свое здоровье.
Глупость заметил только в моменте с потерявшимися учеными (и то, скорее, просто штамп). Ну а то, что биолог полез к инопланетной змейке... так дальнобойщик в "Чужом" тоже над яйцом наклонялся, хотя инстинкт самосохранения у обычного трудяги куда как выше, чем у спецов-биологов, которые считают, что знают все на свете и не боятся обниматься со змеями, кормить тарантулов и крокодилов с рук и так далее. Плюс, не будем забывать про ученый фанатизм: при совершении открытия у ученого инстинкт самосохранения может и вовсе пропасть. Иными словами, все зависит от характера отдельного человека. Ученые - не роботы, у них алгоритмы поведения несколько сложнее. И если бы исследователи при виде новой фауны каждый раз убегали с дикими воплями, человек никогда бы не приручил даже собаку. |
6. | Игорь Талалаев | | 21.06.2012 06:38 |
Касательно бабы-босса. Раз уж брюхатая Шоу УЖЕ оказалась на корабле (а узнать это баба-босс могла только от Дэвида уже пост-фактум), то есть два варианта - выкинуть Шоу с корабля или заморозить и отправить на Землю для исследований. Наверное, в бабе-боссе взяла верх бизнес-жилка. Да и женщина с зародышем неизвестно чего, находящаяся в криозаморозке, это не так страшно, как мужик, который уже находится в агонии и чуть ли не на части разваливается.
Да и откуда мы знаем, может, Дэвид уже сообщил дочери Вэйланда, что провел над учеными эксперимент? Может, им тот ученый и не нужен был уже, он свою миссию выполнил, а важной была Шоу? Почему подобный сюжетный поворот в "Чужом 1-3" воспринимается на ура, а в "Прометее" вдруг становится адской глупостью? Потому что уже не те времена, что тогда? Так минуточку, "Прометей" - предыстория всей франшизы. И перед нами ПЕРВАЯ попытка Компании завладеть зародышем алиена. Все каноны соблюдены, в чем проблема?) |
7. | Виталий Арабаджи | | 21.06.2012 16:27 |
ИгорьА "мега-босс" был расчетлив?) И в чем же заключалась расчетливость?)
Я же забыл, что многомиллиардные корпорации, работающие на ура десятки лет только недальновидные идиоты и создают!
ИгорьПраотцы - это его последняя соломинка. И спешил он к ним лично, потому что надеялся сразу получить бессмертие или молодость (а ну как помрет раньше времени во время ожидания ответа?
Во-первых, даже в маразме какой безмозглый идиот (ну, кроме сценариста Лоста, придумавшего этот высер) пойдёт просить бессмертия у чупокабры, по чьей вине только что были угроблены люди из его же команды?
Во-вторых, что значит раньше ожидания ответа? У них там моментальная связь, если Вейланд настолько беспокоился за свою жизнь, он как раз должен был опасаться невеодомой инопланетной херни и с помощью балвана спросить у неё всё что хотел. Уж пять минут (чтобы доехать) потерпел бы.
ИгорьГлупость заметил только в моменте с потерявшимися учеными (и то, скорее, просто штамп).
Чувак, у них на руках готовая КАРТА была, то что они при этом потерялись, такой бред, что просто за гранью ин-янь. Это детский сад.
ИгорьНу а то, что биолог полез к инопланетной змейке... так дальнобойщик в "Чужом" тоже над яйцом наклонялся, хотя инстинкт самосохранения у обычного трудяги куда как выше, чем у спецов-биологов
Ну да, и почему-то именно те самые среднестатистические трудяги со своим мега-инстинктом сохранения постоянно попадают в такие банальные просаки, вроде отравления угарным газом в тачке или смерти в пожаре, возникшем от непотушенной сигареты. |
8. | Виталий Арабаджи | | 21.06.2012 16:27 |
ИгорьПлюс, не будем забывать про ученый фанатизм: при совершении открытия у ученого инстинкт самосохранения может и вовсе пропасть
Учёный из подготовленной научной спец. группы не будет вести себя с впервые обнаруженной инопланетной формой жизни как идиот. Такого идиота забракуют ещё на стадии формировании группы.
ИгорьКасательно бабы-босса. Раз уж брюхатая Шоу УЖЕ оказалась на корабле (а узнать это баба-босс могла только от Дэвида уже пост-фактум), то есть два варианта - выкинуть Шоу с корабля или заморозить и отправить на Землю для исследований.
Извини меня, но ты фильм вообще смотрел? Дэвид специально по приказу сверху заразил Чарли и смотрел что с ним будет. О том, что заражённый Чарли будет трахаться с Шоу Дэвид также отлично знал. Но Чарли оставлять на корабле и замораживать почему-то никто не стал, а вот Шоу потом почему-то внезапно решили оставить, хотя в начале и на неё было всем насрать.
QuoteНаверное, в бабе-боссе взяла верх бизнес-жилка. Да и женщина с зародышем неизвестно чего, находящаяся в криозаморозке, это не так страшно, как мужик, который уже находится в агонии и чуть ли не на части разваливается.
Ну да, разваливающаяся баба с зародышем неизвестно чего это безопасно, в отличие от разваливающегося мужика с неизвестно чем!
ИгорьМожет, им тот ученый и не нужен был уже, он свою миссию выполнил, а важной была Шоу? Почему подобный сюжетный поворот в "Чужом 1-3" воспринимается на ура, а в "Прометее" вдруг становится адской глупостью?
Где в "Чужом 1-3" был подобный бред? |
9. | Игорь Талалаев | | 24.06.2012 06:28 |
В "Чужом" Эш собирался доставить алиена на Землю для изучения. В "Чужих" Бёрк собирался доставить на Землю Рипли с девочкой, в которых находились зародыши алиенов. В "Чужом 3" Вэйланд лично прибыл на Фурию, чтобы забрать Рипли с зародышем матки алиенов. Ну и, наконец, в четвертом "Чужом" Рипли даже клонировали, чтобы вырастить потомство матки и изучать алиенов.
Вот такой подобный бред во всех частях франшизы почему-то прокатывал, но в "Прометее" превратился в АДОВЫЙ бред. Странно) |
10. | Виталий Арабаджи | | 24.06.2012 09:31 |
В первых трёх частях у Компании была конкретная цель - они собирались доставить на Землю ксеноморфов для изучения и превращения в биооружие. И (для всех невнимательных) руководители Компании, давшие приказ на доставку хотели, чтобы это выглядело как СЛУЧАЙНАЯ находка (чтобы прибрать к рукам права на тварь) поэтому и использовали дальнобойщиков и колонистов, а не специально подготовленную научную группу как здесь.
В "Прометее" же какие-то конкретные и адекватные цели у компании отсутствуют.
Если Компания хотела инфицировать экипаж для доставки тварей на Землю, то КАКОГО ЧЁРТА они мало того, что не поместили заражённых Чарли и Шоу в карантин, так ещё и позволили им выйти за пределы корабля, а потом одного и вовсе сожгли, вместо того, чтобы под вопли о ценности человеческой жизни затащить на борт его, а заодно и двух инфицированных учёных-лузеров, оставшихся на инопланетном корабле.
Но вместо конкретных действий, руководство Компании (что Вэйланд, что Викерс) принимает какие-то совершенно идиотские решения и без причины меняет их каждые пять минут. То они хотят сжечь всех инфицированных, то доставить всех инфицированных на Землю, то с какого-то перепугу идти лично просить бессмертия у тварей, только что убивших большую часть их экипажа...
Это именно что бред, и никак иначе не назовёшь, как тут ни играйся в словесную эквилибристику.
И ещё, в третьем Чужом был не Вэйланд, а просто создатель Бишопа. |
11. | Игорь Талалаев | | 07.02.2013 10:01 |
На все эти претензии (ну кроме создателя Бишопа, который позже в "Чужом против Хищника" стал один в один - Вейландом) у меня есть простые ответы, но ты их все равно не примешь. |
|
Онлайн:
0 пользователь(ей), 248 гость(ей) :
|
|