Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Экспертиза / Хранитель времени (Hugo) 2011
Автор: Сергей СысойкинДата: 15.01.2012 07:45
Разместил: Олег Варнавский
Комментарии: (0)

ЭКЗЕГЕЗА ОТСТУПНИЧЕСТВА ПО СКОРСЕЗЕ

ХРАНИТЕЛЬ ВРЕМЕНИ (HUGO)
Жанр:
семейное кино
2011, США, 126 мин.
Режиссер: Мартин Скорцезе
В ролях: Аса Баттерфилд, Бен Кингсли, Саша Барон Коэн, Хлоя Грейс Морец, Рэй Уинстон, Эмили Мортимер, Кристофер Ли, Хелен МакКрори

Снятый по мотивам книги Брайана Селзника «Изобретение Хьюго Кабрета», «Хранитель времени» Мартина Скорсезе, на все лады расхваленный американской прессой, с упоением вернувшейся по временной оси в молодость кинематографа, все же больше продукт ограниченного потребления. Париж 30-х, опутанный бесконечной сеткой часовых механизмов, отсчитывающих последние годы предвоенного времени сжимается в мирке двенадцатилетнего мальчишки Хьюго, помешанного на болтиках, шурупах и пружинах до размеров одного вокзала. Если благополучно срезать диккенсовскую романтику сиротства и верновскую - приключений – «Хранитель» классическое кино о кино, наподобие прошлого фильма Скорсезе – «Остров проклятых». Здесь Марти обращается к началу XX века, объясняясь в любви первым визионерским фильмам и их апостолу – Жоржу Мельесу.

Скорсезе рассказывает несколько упрощенную историю событий, к тому же разбавленную пусть неочевидным, но хэппи-эндом. Во многом индуцируя для посвященных сквозь строки положение современной киноиндустрии, перекочевавшей из века первобытной романтики в эру рассчитанной жадности, режиссер иносказательно, но показательно протестует против студийной системы, против которой в свое время выступал и сам. Да, потом с течением обстоятельств, безболезненно встроился куда надо, оставив новое голливудское кинодыхание для кинокритиков и таких же эстетов-созерцателей, как и он сам. Возможно теперь, в качестве некоторой индульгенции Скорсезе заботливо собирает автоматон, рисуя раскадровки и эскизы персонажей знаменитого француза, для которого конформизм был пустым звуком.

Впрочем, Голливуд, получивший, во многом благодаря экспериментам Мельеса, послеродовую травму, вызванную передозировкой спецэффектами, был вынужден долгое время глотать горстями антибиотики, чтобы нейтрализовать действие тлетворных микроорганизмов (про Кассаветеса при широкой публике, естественно, сегодня принято умалчивать). Естественно, это не вина Скорсезе (тут, наверное, лучше обратиться за разъяснениями к Спилбергу и Лукасу), который честно ностальгирует по безвозвратно ушедшим временам чистого искусства, когда яд в малых дозах, как у Парацельса давал чудодейственные результаты. Режиссер с придыханием рассматривает старые пленки, которые благодаря легковоспламеняющемуся материалу, из которого были сделаны, могли послужить неплохим детонатором для бомбы (что Тарантино и продемонстрировал в своих «Бесславных ублюдках»). Не остался в стороне и крайне болезненный, особенно для России, процесс колоризации. Однако здесь он показан со знаком плюс - Мельес собственноручно раскрашивает пленку своих киноспектаклей для полноты восприятия. Ну и конечно, охи и вздохи насчет чудес, фокусов, а также пылких сердец первых кинематографистов в комплекте прилагаются. Киноман с многолетним стажем Скорсезе легким галопом пробегается по творчеству своего коллеги, очевидно, выбирая некие особо запавшие в душу отрезки из фильмов Мельеса, также как когда-то неакцентированно стрелял ссылками на коллег в своей «Истории американского кино». Полузабытый классик вновь возвращается к зрителю – все счастливы и восторженно аплодируют. Массовое кино заново народилось, похороны отложены до следующего затмения.

Во многом обусловленное временным отрезком поражение Мельеса фактически объясняет и сегодняшнее поражение Голливуда – нежелание и неспособность меняться с тиражированием успешно апробированных ходов постепенно расхолаживает современного зрителя. Последний, ища альтернативу, либо окончательно плюет на высокобюджетные блокбастеры, либо скачивает их из сети, подрывая индустрию интернет-пиратством. Нечто похожее в свое время пережил и сам Мельес, которого Томас Эдисон фактически обанкротил, без спроса прокатывая его картины на территории Америки и извлекая из этого неплохую прибыль. Впрочем, старика Марти можно похвалить за его стремление напоминать аудитории о временах, когда закладывались нынешние прописные истины кино. Помнить о своей истории важно всегда, и будьте покойны, что на каждого Лопатенка найдется свой Скорсезе или, того и гляди, такой арт-хаусный партизан, как Райя Мартин.

Сергей Сысойкин
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 297 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio