Каждый выбор в жизни человека, коих предстоит огромное множество, важен для будущего. Любая мелочь, позднее, неизвестно как, неизвестно где, будет иметь свои последствия. Зачастую принять взвешенное решение возможным не представляется потому как варианты кажутся равноценными. И тогда многие бросают жребий, вместо долгих тщательных размышлений и расчетов последствий. Не худший способ. И заодно освобождающий от ответственности перед самим собой – так решил случай. Кто знает, как было, если бы…
Принцип неопределенности/Uncertainty
2009, США
В главных ролях: Джозеф Гордон-Левитт, Линн Коллинз
В данном случае решение предстоит принять сложное. Он – канадец, музыкант без стабильного заработка, в США без грин-карты. Она – танцовщица. Они вместе десять месяцев и почти три из них она ждет ребенка. И они вместе не могут сделать выбор. Дети – это прекрасно, но сейчас это разрушит их устоявшийся образ жизни. Дабы зрители убедились, что любое принятое решение может иметь серьезные последствия, дальнейшее действо делится на два альтернативных варианта развития.
Правда речь идет не о том, что в одной жизни они решили оставить ребенка, а во второй – нет. Приведен более малозначительный (на первый взгляд) пример. Два конца одного Нью-йоркского моста. В первом случае Она подбирает Его на зеленом автомобиле, и они отправляются к ее родителям на обед. Во втором, Он в желтом такси забирает Ее, и они едут в ресторан.
Первый вариант – Зеленый. Об этом помимо надписи на экране, говорят, точнее, кричат зеленые листья и трава, футболки, автомобили, двери и даже мусорные контейнеры. Второй – желтый, о чем также не забывают напоминать. Сделано так для того, чтобы зрители сразу различали, по какому сценарию развивается сюжет. Ведь в обоих герои те же, сцены никоим образом не разделяются и отрезки неравны.
В зеленом мире жизнь довольно проста, сложнейшее испытание – встреча пары с Ее родителями не сильно одобряющими выбор дочери. Бытовые проблемы, даже скучно. В желтом мире главные герои ведут опасную игру с нью-йоркскими преступниками. Им предстоит принимать сложные и неоднозначные решения, убегать и буквально уворачиваться от пуль. Впрочем, и первый вариант полон житейских развилок, как правильнее поступить в той или иной ситуации решать нужно очень быстро и наказанием за не лучший выбор будут негативные эмоции. Но не смерть.
Задумка весьма интересная, пусть и рассмотрение различных вариантов с одними и теми же персонажами ход не самый свежий. Вспоминается «Расемон» Куросавы, эпизоды с Ли Харви Освальдом в «JFK. Выстрелы в Далласе», да и те же «Цикады». Но именно так, чтобы варианта всего два и этому посвящен весь фильм, за исключением своеобразных пролога и эпилога, мне видеть не приходилось. Но эта отличительная черта делающая фильм выделяющимся, является и источником всех недостатков.
Миры детально не продуманы. Как это часто бывает с неопытными режиссерами и настроенческими фильмами, атмосфера держится на эмоциональном восприятии зрителей. Ситуации обрисовываются. Вот вам телефон, он нужен криминальному бизнесмену и мафиози. Второй легко и просто выслеживает наших героев, решивших немного заработать. Но как все это происходит? Что такого в этом телефоне? Кто этот азиатский убийца и тот человек в красной куртке? С зеленым миром не лучше. Взаимоотношения в большой семье девушки сложны, запутаны, но так во всех больших семьях, на это и расчет. А что же случилось с братом главной героини? При каких обстоятельствах она сама покинула родной дом? Почему мелочам не уделено повышенное внимание? Что происходят с героями в тех паузах, когда мы их не видим? Что они вообще за люди?! Вопросов много, ответы можно только придумать самому. Глубины нет. Так что фильм позволяет только задуматься о чем-то. О выборе, решениях, бестолковости авторов. Но с кинематографической точки зрения ценности не представляет. Разве что показывать его начинающим режиссерам, с пометкой: как не нужно снимать кино. И доказывает теорию о том, что оригинальной задумки и интересных актеров для успеха мало.
Левитт, к слову хорош, но ничего нового не показывает, Линн Коллинз производит очень приятное впечатление. А фильм сразу после просмотра оставляет больше положительных эмоций, но при первых же попытках анализа картинка разваливается на части.
Итак, начинающим режиссерам и поклонникам Гордона-Левитта фильм рекомендован.