Top.Mail.Ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / Скоро в кино / Елена
Автор: Михаил ТарасовДата: 23.05.2011 03:43
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ПЕРСОНАЛЬНЫЙ АПОКАЛИПСИС

ЕЛЕНА
Премьера (мир):
21 мая, в России - неизвестна
Жанр: драма, мелодрама
Производство: Россия
Режиссер: Андрей Звягинцев
В ролях: Андрей Смирнов, Надежда Маркина, Василий Мичков, Игорь Огурцов

РЕЙТИНГ ОЖИДАНИЯ: 5/5

Как это часто бывает, новость о том, что в России будет снят фильм режиссера, обласканного престижными кинофорумами, пришла из заграницы. В 2010-м году институт «Санденса» совместно с «Японской вещательной корпорацией» объявил о вручении премии в размере 100 тысяч долларов картине Андрея Звягинцева «Елена». На тот момент она представляла собой лишь сценарий, но для зарубежных кинематографистов и этого материала было достаточно, чтобы увидеть в новой работе лауреата Венецианского фестиваля завидный потенциал.

Сам режиссер рассказывает, что идея снять фильм на тему апокалипсиса пришла опять же из-за моря. Со столь странным и откровенно интригующим предложением к Звягинцеву обратился британский продюсер. Причем, «апокалипсис» можно было трактовать со всей возможной художественной свободой. А ее у отечественных авторов поди побольше, чем у голливудских ремесленников. Поэтому, подумав недели три, Звягинцев вместе с Олегом Негиным (соавтор сценария «Изгнания») сочинили семейную драму и отправили ее в Англию. Материалом продюсер остался доволен.

Однако оказалось, что должна выйти не одна «апокалиптическая» картина, а сразу 4, и до начала съемок нужно было ждать, пока 3 других режиссера пришлют свои сценарии. Звягинцев нашел это ожидание бессмысленным и запустил проект в России с продюсером Александром Роднянским («Водитель для Веры»).

Сами съемки длились немногим более месяца, но предшествующая им подготовка и кастинг заняли целый год. И это при том, что основных героев в фильме всего 4, а большая часть сюжета разворачивается в обычной московской квартире. Звягинцев скрупулезно подбирал актеров, искал людей, которые были бы духовно близки своим персонажам. Ведь драматический стержень фильма поражает сложностью и неоднозначностью. По мысли режиссера, на экране должен предстать тяжелый психологический кризис, экзистенциальное преображение героев в условиях бытовой рутины. Возможно, именно из-за камерного стиля повествования и масштаба художественных образов за главные роли взялись актеры преимущественно театральные.

Елену играет Надежда Маркина. Ее героиня – женщина за 50, которая живет с богатым мужем в дорогой квартире, но внешнее благополучие, пожалуй, только усиливает внутреннее смятение. Звягинцев называет это состояние «персональным апокалипсисом». Но пока остается лишь смутно представлять будущие коллизии и яркость драматического развития. Режиссер наотрез отказывается даже в общих чертах рассказывать о сюжете, а единственный, просочившийся в прессу синопсис, судя по всему, неточен. Потому что информацию о том, что Елена спасает сына от алкоголизма, – Звягинцев опроверг, назвав такие сведения «трудностями перевода». Действительно, краткое описание сюжета стало известно из третьих рук – американских переводчиков «Санденса», которые фразу «может, притормозишь», сказанную выпивающему сыну, приняли за предупреждение алкоголизма.

Мужа Елены играет Андрей Смирнов – также опытный театральный актер, который последние годы известен по многочисленным российским сериалам. В прошлом он имел определенно выдающийся режиссерский опыт. Его фильм «Белорусский вокзал» давно называют истинно народным. Творчество Звягинцева Смирнову кажется странным и потому еще более интересным, а свой энтузиазм он доказывает не словом, но делом. Во время съемок актер сломал ребро, однако, вопреки травме, работы в фильме не прекратил. Из его же интервью узнаем то ли сюжетную деталь, то ли спойлер: герой Смирнова должен будет умереть.

Насколько Звягинцев скуп в раскрытии содержания своего фильма, настолько же он рад сообщать о подробностях производства картины. «Елена» снята камерой великолепного оператора Михаила Кричмана, с которым Звягинцев создавал также «Возвращение» и «Изгнание» и который удостоился признания прошлогоднего Венецианского фестиваля как лучший оператор за ленту «Овсянки». Еще один повод трепетать в ожидании фильма – это саундтрек. Его написал гениальный композитор Филип Гласс – автор величественной музыки в «Кояанискатси» и прекрасных мелодий для фильма «Часы» Стивена Долдри. По словам Звягинцева, он увидел коллекцию композиций Гласса в музыкальном магазине и купил Вторую и Третью симфонии. А прослушав их дома, обнаружил, что они идеально ложатся на визуальный ряд нового фильма. После чего режиссер написал Глассу, и тот сразу же согласился внести посильную лепту в его картину, тем более что опыт работы в российском кино у композитора уже был: его музыка звучит в фильме «Кремень» Алексея Мизгирева.

Неудавшийся актер – Андрей Звягинцев стал одним из лучших и известнейших российских режиссеров. Стиль его предыдущих полнометражных картин, разумеется, напоминает Тарковского – те же созерцательные, будто вглядывающиеся в пространство, кадры, та же естественность и реалистичность невыраженных, но пережитых глубоко внутри эмоций. Именно это и завораживает, и вызывает восторг. Однако в «Елене» режиссер собирается отказаться от некого вневременного, порой гипнотически ощущаемого повествования, и обратиться к истории обыденной и конкретной. В любом случае, выход нового фильма Андрея Звягинцева – это одно из самых ярких кинособытий года.

Михаил Тарасов
Нравится
Похожие страницы:
Елена и Квентин
Елена, 2011
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 119 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Наверх

Работает на Seditio