ТЯЖЕЛАЯ ЖИЗНЬ БЕЗ СКОФИЛДА
ТРИ ДНЯ НА ПОБЕГ (THE NEXT THREE DAYS)
Жанр: интригующий триллер про пуговицу
2010, США, 122 мин.
Режиссер: Пол Хаггис
В ролях: Рассел Кроу, Элизабет Бэнкс, Моран Атиас, Майкл Бьюи
ОЦЕНКА: 4
Вечером преподаватель Джон Бреннан (Кроу) с женой Парой (Бэнкс) ужинают в ресторане и ведут остроумную дискуссию с братом Джона и его спутницей на тему неуместности работы одной женщины на другую. Позднее, подтверждая эту неуместность, Пару арестовывает полиция по обвинению в убийстве начальницы. Три года судебных разбирательств обвинение усиленно давит на обе улики: ссору с жертвой и пятно ее крови на пальто. Бородатый адвокат разводит руками, мол, прости, дружище, но матери твоего ребенка грозит пожизненное. Джон какое-то время пытается шутить на свиданиях с женой и прилежно воспитывать сына, но затем уверенно отправляется на профессиональную лекцию по искусству побега.
«Три дня на побег» - это, по сути, недобравшее в прокате до собственного бюджета каких-то 80 тысяч зрелище дородного Кроу, наконец-то сменившего не подходящее ему по размерам амплуа Робина Гуда на более уместное. В частности, на прилежного гражданина, у которого не получается нормально провернуть что-то незаконное. И в целом, это первая экранная история организации дилетантом побега, которая не вызывает нареканий и вопросов. Герою действительно с трудом удаются самые элементарные для преступника вещи - подельники его грабят, дают лживые обещания, охранники замечают подозрительное поведение, а сам он, не сдержавшись, оставляет завтрак на лужайке подле тюрьмы.
Пол Хаггис, кажется, наконец-то нашел тот жанр, который ему захотелось переработать, и киношный миф, который не стыдно было бы развеять любыми способами, в том числе и нареканием главного героя именем советника президента США. И это режиссер картин «В долине Эла» и «Столкновение», личный иствудовский сценарист «Малышки на миллион» и «Писем с Иводзимы»; казалось, такую каноничность уже ничем не исправишь, однако вот он - новаторский, во всяком случае в своей первой половине, фильм, посвященный услужливым заботам хозяйственного Кроу о заточенной в тюрьму волевой женщине. Даже тендерное соответствие здесь нарушено, причем, после всех этих лент про тяжелые тюремные будни мужчин, навещаемых своими горюющими женами, оказывается, что с другой стороны стекла едва ли не труднее выживать, а тем более продолжать любить и дорожить через непреодолимую пропасть закона. «Три дня на побег» выдержаны в строгих пропорциях - здесь ни драме, ни остросюжетному повествованию про перепиливание прутьев не дают спуска.
Все держится в нужных пропорциях, социальное давление и одиночество героя не пере тягивают на себя одеяло, не оставляя Джону времени начертить схему, по которой полиция начнет перекрывать район. И наоборот, герой Кроу не превращается в профессионала, даже когда размахивает пистолетом, предусмотрительно переодевшись в полицейского, он так и остается в первую очередь прилежным отцом и мужем, который с удовольствием бы вернулся к прежней жизни, если бы его жену отпустили на поруки.
В целом хорошая и неожиданно решительная картина, сказавшая новое слово в жанре фильмов о побеге. Хотя без пуговицы могли бы легко обойтись, недосказанность какого-нибудь «Основного инстинкта» еще никому не вредила.
Антон Минасов