САМЫЙ ХОЛОДНЫЙ СЛЭШЕР
ЗАМЕРЗШИЕ (FROZEN)
Жанр: триллер
2010, США, 95 минут
Режиссер: Адам Грин
В ролях: Эмма Белл, Шон Эшмор, Кевин Зегерс.
ОЦЕНКА: 4
В самый разгар небывалых холодов, обрушившихся этой зимой на весь мир, фильм о замерзающей холодной ночью в горах Массачусетса троице симпатичных молодых людей, пришелся как нельзя кстати. Но не только броское название и актуальная во всех отношениях тема привлекала зрителей на сеансы «Замерзших». Просто многим поклонникам молодежных триллеров импонирует режиссерский стиль Адама Грина, снимающего атмосферные фильмы на грани фильмов-ужасов и реальной человеческой трагедии, отличающихся неповторимой манерой съемки и отсутствием придуманных, натянутых сюжетов.
Адам Грин – один из наиболее ярких представителей «лос-анджелесской школы слэшеров», в фильмах которого мы никогда не увидим монстров, зомби, мертвецов или полтергейст. Считая, что в реальной жизни есть немало страшных тем, он снимает кино только о том, что на самом деле может случиться с каждым из нас. «Замерзшие» - первый фильм Адама в редком поджанре слэшеров: «Location Slasher», где убийцей выступает не традиционный преступник-психопат с бензопилой, ледорубом или топором, а сила обстоятельств и особого местоположения героев. Как и в «Открытом море» или «Дрейфе» своеобразным убийцей в «Замерзших» стал не маньяк-преступник, а только враждебная внешняя среда: леденящий холод, снежная буря на покинутой всеми горнолыжной трассе и стая волков.
Сюжет этого слэшера пришел в голову Адаму не случайно. Будучи заядлым сноубордистом, часто проводящим время на горнолыжных курортах в своем родном Массачусетсе, Грин однажды задумался над тем, что может случиться с человеком, застрявшим на горном подъемнике в воскресенье вечером. Почему именно в воскресенье? Дело в том, что в США на многих горнолыжных курортах трассы открываются только на уик-энд. И, если Вы застряли на склоне горы вечером в воскресенье, то ваши окоченевшие тела смогут отодрать от подъемника только через шесть дней. Конечно, при условии, что вы не найдете до этого какой-нибудь путь к спасению.
Все действие «Замерзших» происходит на горнолыжном курорте в Новой Англии. Главные герои – три студента престижного колледжа: Джо, Дэн и его подруга Паркер. Джо и Дэн неразлучные приятели еще с детства, и Джо совершенно не рад, что его постепенно начинает заменять новая подруга Дэна. Поэтому, психологическое напряжение в троице главных героев начинает нарастать еще задолго до роковой для них ночи. В последний день уик-энда, не желая платить полную стоимость услуг подъемника, ребята успешно договариваются с оператором о подъеме на гору за меньшую плату.
Но за все в этом мире приходится платить сполна. Справедливость этой старой истины Джо, Дэн и Паркер в полной мере осознают, когда подъемник остановится вечером на полпути к вершине горы, а персонал горнолыжной трассы покинет курорт, по ошибке полагая, что с ними все в порядке. Теперь у ребят всего три выхода: ждать шесть дней, до следующего открытия трассы, обдирая руки, доползти по тросу к ближайшей опоре и затем спуститься вниз, или прыгать с высоты двадцати метров на склон горы. Драматизм трагедии добавляют приближающаяся снежная буря, температура минус двадцать градусов и стая волков, бродящая в лесах на склоне горы и мечтающая о легкой добыче. И без того сложная дилемма еще больше усугубляется нарастающим психологическим конфликтом.
Когда на склон горы опускается ночь, в лесу все отчетливее начинают выть волки, температура стремительно падает, а Джо, Дэн и Паркер начинают понимать, что их шансы на спасение стремительно приближаются к нулю - «Замороженные» становятся очень атмосферным фильмом. Фильмом, в котором ощущение леденящего ужаса создается отнюдь не за счет дешевых и избитых эффектов. Как в лучших образцах жанра, оно исподволь проникает в твое сознание, в твои эмоции, нагнетается и поддерживается с помощью полного реализма происходящего на экране. Причем это делается настолько скрупулезно и порой незаметно, что ты сам не замечаешь, как погружаешься в атмосферу трагичной эмоциональности той роковой ночи на склоне покинутой всеми горы. Для этого Грин мастерски смешивает различные планы съемки: от крупных планов до планов от первого лица, передавая весь ужас героев фильма, в нужных местах вставляет зловещие звуки ночного леса и скрипы подъемника, поразительно сочетая все это с рассеянным зеленым полумраком и зловещими тенями горных склонов.
На фоне нарастающего внешнего напряжении, драматического противостояния человека и природы, с поразительной точностью показаны сцены упреков и ссор между главными героями, в которых проявятся такие психологические проблемы, о которых Джо, Дэн и Паркер даже не задумывались в обычной жизни. Решая трагичную ситуацию, молодые студенты, избалованные всеми благами цивилизации, должны пройти ряд сложнейших эмоциональных состояний, совершив полную психологическую трансформацию и представ перед нами совсем с другой стороны. Поэтому, мы увидим и забавные игры ребят в начале фильма и их полное отчаяние в его середине и примеры мужества и самоотверженности ближе к финальным кадрам.
Для того чтобы добиться полного реализма, «гуманист» Грин снимал все сцены на подъемнике не в студии, а на реальном горнолыжном курорте Парк-Сити в штате Юта, где ночная температура опускалась ниже -12 градусов. Трое молодых артистов действительно были подвешены на высоте двадцати метров несколько съемочных дней и переживали именно то, что и должны были переживать их персонажи. Поэтому не удивительно, что они очень правдиво передали все эмоции замерзающих людей, доведенных холодом до отчаяния. Особенно поражает в этом отношении единственная девушка в фильме - Паркер, сыгранная Эммой Белл. Именно она, в ситуации на грани жизни и смерти, в отличие от своих друзей, находит намного больше и физических и моральных сил, чтобы пережить ледяной кошмар роковой ночи.
Конечно, «Замерзшие», при всей своей атмосферности, не лишены обычных для малобюджетных слэшеров сюжетных недостатков. Например, сложно представить, что трое студентов оказались на горной трассе без сотовой связи. Но главная заслуга Адама Грина заключается в том, что при просмотре действительно создается полное ощущение «замороженности», ощущение того, что ты сам находишься в холодных горах, сидя на подъемнике над пропастью и судорожно пытаясь найти выход. Для этого режиссер прекрасно использует все наши природные страхи. Страх перед высотой, страх перед холодом, страх перед дикой ночной природой, страх одиночества, страх перед стаей волков. Сопереживание героям фильма доходит до такого предела, что когда наступает утро, ты сам чувствуешь себя примерзшим к металлу подъемника, ощущая переломанные кости ног… А что, если не это, может являться лучшим критерием достигнутого картиной психологического эффекта?
Александр Белобородов