Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Зла не существует
Автор: Олег МухаметдиновДата: 25.09.2020 20:47
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ЗЛА НЕ СУЩЕСТВУЕТ (SHEYTAN VOJUD NADARAD)
2020, Германия-Чехия-Иран, 151 мин.
Жанр: драма
Режиссёр: Мохаммад Расулоф
В ролях: Мохаммад Седдижимер, Баран Расулоф, Махтаб Сервати, Мохаммад Вализадеган, Есах Мироссейни, Жила Шахи



Иран – удивительная страна, с богатой историей и огромным культурным наследием. И именно в Иране режиссёра, снявшего фильм, который победил на международном кинофестивале, могут посадить за это в тюрьму.

Так и произошло с постановщиком Мохаммадом Расулофом и его фильмом «Зла не существует», который победил на Берлинском кинофестивале в 2020 году. На церемонии награждения приз получала дочь режиссёра, сыгравшая одну из ролей в картине, а сам Мохаммад после отправился за решётку.

Для отечественного проката эта лента куплена не была, и широкий российский зритель вряд ли сможет увидеть её на большом экране. Что, возможно, и не удивительно, если принять во внимание тему фильма – смертную казнь.

Картина имеет новельную структуру, что также объясняется внешними обстоятельствами: режиссёр предпочитал снимать фильм короткометражками, чтобы не привлекать внимание государственных органов. Каждая история связана с системой исполнения наказания Ирана – тут родственники и друзья казнённых; солдаты «срочники» в обязанности, которых входит выбивать подпорки из-под ног приговорённых к повешению; мужчина, проводящий весь день со своей семьёй и детьми, а по ночам работающий палачом.

Сами по себе новеллы очень сильно различаются, варьируя от абсолютно жанровой истории в виде экшена, до экзистенциальной драмы о выборе или семейной драмы, или же вообще горькой, злой и саркастической истории.

Расулоф умело препарирует тему противостояния человека системе, при этом не используя оптику самих заключённых и приговорённых, его больше интересуют судьбы государственных работников, военных и служащих системы исполнения наказания – подобные темы поднимали в своих работах и Джафар Панахи в «Оффсайде», и Аббас Киаростами во «Вкусе вишни». Режиссёр связывает истории не только разных пространств и взглядов, но и времён, о чём нам сообщается в последней новелле, тем самым подчёркивая, что всё это продолжается уже долгое время и ничего не изменяется.

Также Расулоф умело играет с цветами – зелёным и красным, – начиная с первой новеллы, лейтмотивом проходящими через весь фильм, символизируя огоньки на «машине смерти».

Режиссёр не пытается переосмыслить или рассказать про судебную систему страны, его в первую очередь интересует человек, человек внутри системы. Но фильм не говорит нам о борьбе человека с системой, а скорее побеге от неё, что буквально напрямую показано во второй и четвёртой историях. Человек у Расулофа прежде всего человек, а не бездушный механизм выполнения приказов, у человека всегда есть выбор, который в некоторых обстоятельствах пытаются ограничить. Режиссёр буквально показывает нам ту мысль, которая вынесена в названии и возводит идею гуманизма в абсолют, не прибегая при этом к различного рода кинематографическим манипуляциям. Если даже Русалоф считает, что его не существует, то почему мы не должны верить?

Олег Мухаметдинов
Нравится
Похожие страницы:
Копенгагена не существует
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 218 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio