Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Два Папы
Автор: Егор РябцевДата: 24.12.2019 05:29
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

ДВА ПАПЫ (THE TWO POPES)
2019, Великобритания-Италия-Аргентина-США, 125 мин.
Жанр: драма, комедия, биографи
Режиссёр: Фернанду Мейреллиш
В ролях: Джонатан Прайс, Энтони Хопкинс, Хуан Минухин, Сидни Коул, Томас Д. Уильямс, Федерико Торре



Католическая церковь в искусстве точно проецирует не самый привлекательный образ, поэтому трудно было поверить, что «Два Папы», новый проект от Netflix, выйдет таким… позитивным. В этом и заключается почти врождённая привлекательность и гипнотический талант легкомысленного фильма на сложную тему – если это звучит необычно или даже немного абсурдно, то извините: сценарий, рассуждающий на тему мрачного положения католической церкви, оказался эмоциональным и почти комедийным.

Сценарий драматизирует несколько встреч между Йозефом Ратцингером, более известным как Папа Бенедикт XVI, и его преемником Хорхе Марио Бергольо – будущим Папой Франциском. Эти таинственные встречи произошли ещё до одного из самых шокирующих дней в современной истории католической церкви: шесть лет назад, когда в мире разгорелся скандал из-за сексуального насилия, Бенедикт XVI подал в отставку. Франциск оказался полной противоположностью предшественника: Бенедикт был нелюдим ультраконсерватором, а Франциск – харизматичным прогрессистом.

О чём вообще могли общаться эти два незаурядных человека? Два выдающихся лидера церкви ведут вдумчивые разговоры, пытаясь решить разногласия по месту католической веры. Иногда диалоги напряжённые, иногда неуважительные, иногда просто житейские. Это настоящий подарок для актёров, которые хотят поиграть лицом, а также попрактиковаться в диалектах: разговоры о судьбе католиков Папы ведут на нескольких языках, включая латинский, итальянский и испанский.

В основном кинолента прямым образом противопоставляет две личности. Бергольо любит футбол, группу ABBА и пиццу. Ратцингер же, напротив, предпочитает классическую фортепианную музыку и считает «Комиссара Рекса» вершиной творений поп-культуры. Всё это подготавливает почву для забавных деталей, которые позволяют сделать персон в центре фильма реальными и узнаваемыми. Это даже немного странно, учитывая, что католики считают Папу этаким провайдерам для Господа. Но непогрешимость Папы просто невозможна в связи с большим количеством исторических событий, и, во всяком случае, «Два Папы» с сатирой рассматривают эту тему и даже вбрасывают порцию социально-актуальной повестки.

На самом деле, большая часть диалогов (а фильм относится к «разговорному» жанру) предназначена не для персонажей фильма, а для наших с вами ушей. Например, Бенедикту не надо напоминать, что святой Пётр был женат, или, что священники не принимали обет безбрачия до XII века. Эти детали представлены для удобства и служат для того, чтобы дать оценку в том числе и сексуальным скандалам, которые несколько раз фигурируют в сценарии. Так или иначе, «Два Папы» прямым текстом бросают вызов ориентированной на прощение современной христианской вере, сосредоточенной на грешнике, а не на жертвах.

Реализованы «Два Папа» с шиком, хотя, опять же, это почти камерное кино. Ватикан не позволил снимать в Сикстинской капелле, поэтому Netflix пришлось оплачивать постройку аутентичных декораций. Также «Два Папы» содержит детали биографии Бергольо – эти сцены сняты в чёрно-белой палитре. Часть сцен также захватывают зрелость будущего Папы Франциска в Аргентине времён военной диктатуры.

А всё внимание в «Папах» уделяют, естественно, актёрам, поскольку исполнители главных ролей привносят некоторые детали, превращая двух умудренных дедов в симпатичные фигуры. Джонатан Прайс настолько оказался похож на Бергольо, что даже в псевдоархивных кадрах тяжело узнать Его Воробейшество. Между тем, Энтони Хопкинс, кажется, был рожден сыграть Бенедикта – если присмотреться и сравнить повадки Бенедикта экранного и Бенедикта реального, например, с тех же архивных записей в интернете, то можно заметить, что Хопкинс перенял даже некоторые аспекты мимики.

Если уж решили снять фильм на святую тему, то лучше ему быть хорошим – так, видимо, рассуждали создатели «Двух Пап». Перспектива и даже мораль понятны: и Ратцингер, и Бергольо, как реальные, так и кинематографические, изучали одни и те же материалы у одних и тех же учителей, но толкуют их по-разному, что заставляет задуматься. Так или иначе, «Два Папы» озабочены больше будущим церкви и религии как таковыми, чем прошлыми заслугами этих двух индивидов: и когда приходит время задуматься об этом, ближе к финалу, кинолента внезапно смотрится более масштабной, чем она, пожалуй, является. И хотя агитка на христианскую тематику иногда проклёвывается, «Два Папы» всё равно можно назвать очень неординарным произведением: ведь даже для атеистов сценарий подчёркивает важность того, что иногда необходимо верить во что-то. Хотя бы в добро.

Егор Рябцев

На Netflix с 20 декабря
Нравится
Нет похожих страниц.
 
Комментарии:
Пока комментариев нет
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 1 пользователь(ей), 351 гость(ей) : Игорь Талалаев
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio