БИТВА ПОЛОВ (BATTLE OF THE SEXES)
2017, Великобритания-США, 121 мин.
Жанр: драма, комедия, биография, спорт
Режиссёры: Джонатан Дэйтон, Валери Фэрис
В ролях: Эмма Стоун, Стив Карелл, Андреа Райзборо, Натали Моралес, Сара Силверман, Билл Пуллман, Алан Камминг
Ей 29, она спортсмен мирового класса, восходящая звезда и королева тенниса. Ему 55, он весьма эксцентричен, у него кризис в семейной жизни, слава угасла, спортивная форма уже не та, а кредиторы не дремлют. Знаковое противостояние двух фигур, мужчины и женщины, Бобби Риггса и Билли Джин Кинг, американцами не воспринималось как теннисный матч; это был символ эпохи, в которой социальная политика и спорт встретились на одном корте. Рекордная для теннисного матча аудитория, десятки миллионов телезрителей лишь в США (сопоставимо с трансляцией высадки человека на Луну), огромный социальный след, непростые личности спортсменов, принявших участие в мероприятии, и, конечно же, ушедшее в народ нарицательное название матча «Битва полов» стали основными причинами экранизации данного исторического события.
По состоянию на 1973 год дискриминация по половому признаку в США была официально запрещена, а неофициально… ну, вы поняли. Женщины-спортсменки имели значительно меньшие гонорары, чем их коллеги мужского пола. Девушки-теннисистки бойкотируют турниры, создают свою ассоциацию. Именно на фоне этих событий клоун от мира тенниса, ушедший на пенсию чемпион Бобби Риггс решает поиграть на публику в «мужскую шовинистическую свинью» и доказать превосходство мужчин над женщинами. Бывший чемпион бросает вызов чемпионке Билли Джин Кинг. Помимо всех этих событий сценарий пытается раскрыть тонкости личной жизни участников матча: проблемы с азартными играми и отношениями с семьей Бобби Риггса, а также эксперименты с сексуальной ориентацией Билли Джин.
Сюжет «Битвы полов» построен очень хорошо. Здесь мало лишних моментов, даже такие незначительные сцены как дурачества Риггса важны для целой картины. Отсутствие демонизации мужчин, и чёрно-белой картины мира работает на зрелищность.
В сценарии есть два значительных отличительных момента, которые можно воспринять не так, как создатели задумывали. Во многом «Битва полов» отсылает к ЛГБТ-тематике, в частности в моменты, когда Билли Джин Кинг задается вопросами своей сексуальности. Девушку начинает влечь к стилистке Мэрилин. Из песни слов не выкинешь; такой факт действительно имел место быть в реальной жизни, и к тому же это очень хорошо ложится на сюжет. Но в лесбийских отношениях героини Стоун нет тепла, романтики и чувственности, так как влюбляется она на ровном месте; сюжетная точка есть сюжетная точка и не более того. Пусть сексуальная составляющая и добавляет в историю романтики, она имеет тенденцию замедлять темп повествования. Второй недостаток заключается в том, что создатели многократно подчёркивают культурное влияние матча «Риггс против Кинг», пусть и неявно. Это действительно был поворотный момент в войне за равенство женщин и толчок к развитию женского тенниса, но, по большому счету, это было шоу, рекламный трюк. Это не был референдум о равных правах или какой-либо манифест. Однако карнавальную сущность теннисного матча «Битва полов» признает, принимает как должное и делает выводы.
В фильме нет особо захватывающих сцен с теннисом, если, конечно, не рассматривать финальное противостояние. Вряд ли это можно отнести к недостаткам; всё же фильм длится более двух часов и повествует совсем о другом, но создателям удалось таки найти баланс между драмой и спортивными сценами. Сам же «великий матч» показан в деталях, создавая нужный импульс именно в тот момент, когда Бобби Риггс узнает всю серьёзность своего соперника. И даже с заранее известным исходом всё равно сказывается мощное напряжение.
Естественно, «Битва полов» вышла бенефисом Эммы Стоун и Стива Карелла. Эмма играет женщину, которая, с одной стороны, опередила своё время, а с другой – ведёт себя в социуме немного неловко. По крайней мере, на корте она проявляет себя куда лучше, чем в отношениях с людьми. Эмме Стоун удалось передать все тонкости её героини и после роли в «Битве полов» все необоснованные обвинения в том, что она «выскочка с “Оскаром”», должны прекратиться. Стив Карелл, собаку съевший на комедиях, постоянно мотается из комедианта в трагики. Сцены с женой и ребенком были явно предназначены, чтобы очеловечить героя Карелла, но искренним он кажется лишь в своих эксцентричных выходках. Да и не было у него задачи показать злодея; он, скорее, обыкновенный провокатор. В нескольких сценах отметился Алан Камминг и успел запомниться благодаря своему яркому персонажу. Менее удачными являются выступления Элизабет Шу и Билла Пуллмана, превращенных в архетипы «разочарованной жены» и «коварного босса».
Честно говоря, при всех своих спорных моментах, удивительно, как много аспектов есть в, казалось бы, однозначно построенной истории. «Битва полов» старается поднять все проблемы, стимулируя после просмотра узнать побольше об этом событии. И, самое главное, кинокартину следует рассматривать в дискуссионном формате, а впечатление от просмотра во многом зависит от широты взглядов зрителя. Как ни странно, у экранных Билли Джин Кинг и Бобби Риггса больше общего, чем они думают. Гейм, сет, матч!
Егор Рябцев
В кинотеатрах с 7 декабря