Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / И грянул шторм (The Finest Hours), 2016
Автор: А. Ентякова, Е. ПичуговДата: 29.01.2016 12:08
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

И ГРЯНУЛ ШТОРМ (THE FINEST HOURS)
2016, США, 117 мин.
Жанр: боевик, триллер, драма, история
Режиссер: Крэйг Гиллеспи
В ролях: Крис Пайн, Холлидей Грейнджер, Кейси Аффлек, Бен Фостер, Кайл Галлнер, Эрик Бана

МНЕНИЕ «ЗА»



Февраль 1952 года, на побережье городка Чатэм штата Массачусетс надвигается шторм, подобно которому здесь не видели уже много месяцев. Морская стихия достигает такой силы, что в нескольких милях от берега терпят крушение сразу два нефтяных танкера – «Форт Мерсер» и «Пенделтон». Будучи сделанными из так называемой «грязной стали», гигантские судна буквально ломаются пополам. Первым дает о себе знать «Форт Мерсер», и к месту аварии уже через несколько часов начинает стягиваться флот США, в том числе и одна из моторных лодок со станции береговой охраны Чатэма. В учреждении остаются лишь несколько человек: начальник штаба Дэниэл Клафф (Эрик Бана), старшина Бернард Уэббер (Крис Пайн), его заболевший друг Мэл, рыбаки и совсем молодые матросы.

Ситуация на «Пенделтоне» тем временем тоже приближается к своему в действительности «переломному» моменту: получив от капитана судна запрет на снижение скорости механик Рэй Сиберт (Кейси Аффлек) и остальная часть экипажа тут же получают неприятный сюрприз в виде пробоины. Прибывающая вода грозит сначала лишить танкер электричества (а значит и насосов для откачивания воды – роковой замкнутый круг), а затем и утащить на дно весь корабль. Ситуация осложняется аналогичными для «Форт Мерсера» обстоятельствами: танкер треснул напополам, упрямый капитан уже отправился на дно морское и то же самое вскоре ждет вторую половину судна. Управлять нечем, связь не работает, а последнее, что они слышали – то, что флот идет на подмогу «Мерсеру», а о них, вероятно, никто ничего не знает. Все, что остается делать – это включить сирены, попытаться задраить пробоину и дрейфовать по крайне неспокойному морю в ожидании хоть какой-то надежды. Не поддаваясь панике и пытаясь работать скоординировано, что, наверное, является в таких условиях самым суровым испытанием.

В качестве «хоть какой-то надежды» выступает наскоро собранная в Чатэме команда из Бернарда Уэббера, Эндрю Фитцджеральда, Ричарда Ливси и Эрвина Маске. И именно здесь в полную силу начинает работать внутренние конфликты героев, подогретые внешними мотивами. Уэббер весь день пытается получить у Клаффа разрешение на брак с возлюбленной девушкой – пережиток прошлого, формальность, которую он, привыкший считаться с традициями и подчиняться любым приказам, считает необходимостью. Крайне показательный факт, многое говорящий о человеке. Но в тоже время, Бернард проявляет невероятное присутствие духа. Скромный и к тому же терзаемый виной – около года назад во время шторма не смог выйти из бухты, в результате чего погибли несколько рыбаков – он, даже несмотря на советы бывалых моряков «заблудиться» и не выходить за пределы бухты, готов идти до конца, выполняя свой долг.

Служебными обязанностями движим и Клафф, у которого есть свои причины так жестко заявлять о своей позиции. Будучи человеком, коего не только на станции, но и все в городе воспринимают не иначе как чужака, в настолько критической ситуации он просто обязан доказать свое положение, принимая необходимые решения и неся за них ответственность. Открытый конфликт у него вспыхивает с Мириам, девушкой, характер которой способен полно описать лишь тот факт, что она сделала Уэбберу предложение (и это в 50-х годах!). Из-за ее непонимания ситуации и нерациональных (хотя и безусловно искренних) эмоций, складывается второстепенная, но не менее важная сюжетная линия, подчеркивающая необходимость каждого занимать свое место и исполнять свои обязанности.

На корабле основным протагонистом становится Сиберт – абсолютная персонификация мужества, рациональности и хладнокровия. Нелюдимый, замкнутый, проводящий почти все свое свободное время в машинном отделении Рэй оказывается именно тем, кто способен сплотить команду и спасти людей не только от опасных заблуждений, но и от гибели. По его мнению, говорить о страхе бесполезно, потому что это никак не поможет, но в то же время он открыто готов признать, что он не сверхчеловек, что ему страшно и не хочется умирать. И говорит он это не потому, что будто бы признает собственную слабость, а потому, что таким образом способен хоть немного успокоить команду и заставить людей работать слаженно. Рэй с самой первой секунды готов сделать все, что от него зависит, в первую очередь – собственную работу. Не может предотвратить катастрофу – значит ищет обходной путь. Несмотря на всю льющуюся на него паническую ненависть и упреки.

В итоге же, история о том, как несколько людей на протяжении многих часов боролись со взбунтовавшейся стихией и пытались спасти свои жизни, оказывается прямолинейной, но напряженной и крайне впечатляющей. Большими плюсами «И грянул шторм» являются реалистичные отображения человеческих конфликтов (и даже в какой-то степени преображений), а также актерская игра и визуальные эффекты. Картина, основанная на реальных событиях, получила отличную проработку исходного материала (включая весьма занимательные титры с подборкой реальных фотографий 1952 года и газетными вырезками) и оказалась интересным экскурсом в историю не только спасательных операций, но и в природу человека. За эстетическую составляющую отвечает великолепная графика, а лихо закрученный сюжет прекрасно поддерживает уровень напряженности и атмосферу: действие хоть иногда и сбавляет темп, на общем ритме повествования это сказывается не критично.

В общем-то, главным в картине является даже не героический подтекст как таковой, а простая идея о важности преодоления себя, собственных страхов и сомнений, о необходимости учиться принимать самостоятельные решения. Это история в первую очередь о человеческом мужестве, о дисциплине, о необходимости следовать своему долгу и отвечать за других. Разворачивающаяся при этом в грандиозных декорациях и просто захватывающе красивая.

Анна Ентякова



МНЕНИЕ «НЕ СТОЛЬ ЗА»



Первое, что настораживает при просмотре «The Finest Hours», – это диснеевская заставка в самом начале. Даже успевает пробежать мысль, а не ошиблись ли мы залом, но знакомая физиономия Криса Пайна быстро приводит в чувства. И это пригодится, потому что с первых кадров нас спешно знакомят с ключевыми героями истории, их страхами прошлого, тревожным настоящим и планами на будущее. Получается, ясное дело, не очень аккуратно, но и нещадно распинывать хронометраж под подобные прелюдии было бы еще более некстати. А так хотя бы не придется пытаться переживать за безликих ноунеймов ближе к середине, что уже неплохо.

Далее фильм совершенно очевидно становится жертвой чрезмерного следования реальной хронологии событий, что уже сыграло довольно злую шутку с прошлогодним «Эверестом». Однако, у «Шторма» дела в итоге сложились куда лучше – отчасти за счет потрясающе зрелищных сцен буйства морской стихии. Одна из них уже сейчас делает заявку на вхождение в десятку лучших эпизодов года. Но вот во всем остальном история до обиды простовата. Очень мало личностных конфликтов, а те, что имеются, показаны однобоко и молниеносно сходят на нет. В момент, когда на разорванном пополам корабле быстро и без применения условной дубины успокаиваются паникеры, а в рядах команды на хлипком суденышке среди разрушительных волн не оказывается ни одного коварного труса, верится во все происходящее с трудом. В защиту правдоподобности выступают реальные факты, поэтому цитировать в n-ый раз Станиславского смысла не имеет никакого. Но и ущерб насыщенности действа все-таки нанесен непоправимый. Здесь же и вспоминается нехорошее предчувствие от начальной заставки: сделав упор на максимально семейную аудиторию, Дисней оставил почти все трагические смерти за кадром, безжалостно простерилизовав свой продукт от хоть какого-либо насилия. Но это все-таки не значит, что картина скучная и серая. Да, сюжет не балует накалом страстей, а интрига как таковая присутствует с большой такой натяжкой, но положительные впечатления кино оставляет в достатке.

Визуально кино не оставляет нареканий, что отлично сказывается на погружении зрителя в его атмосферу. Радует постановка как водных сцен, так и тех, что разворачиваются на суше. Определенно на пользу ленте играет и звездный каст. Однако, среди таких известных фамилий как Пайн, Бана и Аффлек, на всю зарплату отрабатывает только последний. Кейси действительно внушает своим перфомансом и, имея куда меньше экранного времени, чем у Пайна, все равно затыкает за пояс главного, в общем-то, героя. И после непосредственно самого шторма становится главным козырем фильма. Дабы не вводить никого в заблуждение: Крис не то чтобы плох, скорее его персонаж выглядит заметно бледнее героя Аффлека. Но и уровни мастерства у актеров все-таки разные. Среди второго и третьего плана в целом обошлось без халтурных образов или их воплощений, что существенно скрасило общую картину.

В итоге у нас в меру интересный и технически превосходно склеенный фильм-катастрофа, в котором определенно есть на что посмотреть на больших и не очень экранах. Но, несмотря на достоверно-подлинные события в основе, ему катастрофически не хватает жизни. Кинематографической жизни.

Егор Пичугов

В кинотеатрах с 4 февраля
В формате IMAX с 28 января
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 421 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio