Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Рецензии / Бёрдмэн (Birdman, or (The Unexpected Virtue of Ignorance)), 2014
Автор: Василий МаринДата: 26.12.2014 16:15
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)

БЁРДМЭН (BIRDMAN)

2014, США, 119 мин.
Жанр: драма, комедия
Режиссер: Алехандро Гонсалес Иньярриту
В ролях: Майкл Китон, Эдвард Нортон, Эмма Стоун, Андреа Райзборо, Наоми Уоттс, Зак Галифианакис



Весьма интересно наблюдать, как Алехандро Гонсалес Иньярриту, творчество которого никогда не отличалось большим количеством юмора, делает уверенный шаг вперёд, сняв что-то совершенно для себя нехарактерное. "Бёрдмен" отнюдь не убавил в остроте и серьёзности поднимаемых тем, но существенно прибавил в лёгкости подачи и комфортности восприятия. Впрочем, чтобы добиться этой самой лёгкости создателям пришлось изрядно попотеть, применяя технически сложные методы съёмки, но оно того, безусловно, стоило. Даже тот зритель, который будет склонен рассматривать новый фильм мексиканского постановщика сугубо как комедию, получит немалое удовольствие – чего уж говорить о тех, кто предпочитает видеть вещи в большее широкой перспективе.

Майкл Китон играет Риггана Томсона, стареющего актёра, пиком популярности которого стала главная роль в супергеройской франшизе о Бёрдмэне много лет назад. Собственно, ради избавления от ярлыка "звезды одной роли", он и затеял свою театральную постановку на Бродвее (а не для того, чтобы "вернуть былое величие", как говорится в некоторых неправильно переведённых промо-материалах). Ригган собственноручно адаптировал для сцены короткий рассказ Раймонда Карвера, что является довольно амбициозной задачей для человека, не имеющего театрального опыта. И всё это ради того, чтобы получить признание как истинно творческая натура. Сфокусированный на театральных репетициях сюжет, однако, времени не теряет, показывая взаимодействие героя не только с коллегами, но и с близкими людьми – и вот тут через какое-то время становится понятно, что новоявленный театрал был не самым лучшем мужем, посредственным отцом, да и в качестве любовника далеко не подарок. Иньярриту дотошно исследует тему тщеславия и слепого стремления к зачастую недостижимым идеалам в противовес элементарной человечности, а иногда и просто здравому смыслу. Также, наряду с этим, присутствуют размышления на тему того, насколько за последние годы с развитием информационных технологий и средств коммуникации видоизменилось общепринятое представление о критериях успеха. Поколение прошлого жило с мыслью о том, что для достижения определённого признания нужно долго и плодотворно работать, но в современном мире можно стать знаменитостью в одночасье, выложив какой-нибудь глупый видеоролик в интернете. Риггану сложно подстроится под новый порядок, в котором балом правят лайки в социальных сетях.

Что касается самой техничности – в первую очередь, конечно, поражает виртуозная камера Эммануэля Любецки, уверенно нацелившегося на второй "Оскар" подряд после заслуженной статуэтки за прошлогоднюю "Гравитацию". Последняя могла похвастаться несколькими сверхдлинными планами, но "Бёрдмэн" снят, грубо говоря, вообще одним (главный разрыв будет лишь в самом конце). Камера кружит над актёрами на сцене, непринуждённо следует за ними по коридорам театра, изредка даже выглядывая на улицу, когда Сэм (Эмма Стоун) выходит подышать воздухом на балкон, или раздосадованный репетицией Ригган отправляется с Майком (Эдвард Нортон) в ближайший бар. Разумеется, фильм снимался не за один присест, а несколькими дублями, тем не менее, сами дубли эти были непривычно длинными и сложными для актёров. Когда съёмка ведётся с разных камер, всегда есть возможность что-то вырезать и подправить на постпродакшне – здесь же всё должно быть выверено до доли секунды, поскольку при одной единственной ошибке весь получасовой эпизод оказывается запоротым, и его придется переснимать заново. При таком режиме работы актёры воистину ощущали себя на театральной сцене, которая не даёт права на ошибку – и это принесло ощутимые плоды. Великолепны абсолютно все, начиная с умудрённого опытом Майкла Китона, чей мощнейший перфоманс здесь отнюдь не упирается только лишь в спекуляцию на самоиронии, и заканчивая разнокалиберным вторым планом, включающим Нортона, Уоттс, Райзборо, неожиданно серьёзного Галифианакиса и исхудавшую, но не утратившую обаяния Стоун.

Дополняет всё это великолепие нескончаемое драм-соло Антонио Санчеса (напоминающие ещё об одном потрясающем фильме уходящего года), из коего преимущественно состоит саундтрек. Причём, в какой-то момент барабанщик даже появляется в кадре, в лучших традициях старых пародий. В целом же Иньярриту в своей новой ленте может похвастаться нешуточными амбициями, превращая, по сути своей, разговорную трагикомедию в первоклассный кино-аттракцион, невероятно изощренный в техническом плане. Причём, это тот случай, когда все сложные кинематографические приёмы не перетягивают внимание на себя, и смысловое наполнение, поданное в такой эффектной обёртке, только выигрывает.

Василий Марин
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 308 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio