Рейтинг@Mail.ru
25-й кадр / Статьи / Разделы / КиноТопы / Топ-25 лучших автомобильных погонь в кино. Часть 3 из 4
Автор: И. Талалаев, Я. ЛенциусДата: 27.02.2014 11:00
Разместил: Игорь Талалаев
Комментарии: (0)
Скорости все выше, хронометраж все больше, экшн все жестче – только у нас продолжения не сливаются, а превосходят первые части. Так что, открывая третью часть рассказа о мощнейших погонях, держитесь крепче! Мы предупредили.


ТОП ЛУЧШИХ АВТОМОБИЛЬНЫХ ПОГОНЬ
ЧАСТЬ 3 ИЗ 4

Первым делом проясним, что мы подразумеваем под автомобильной погоней. Итак, погоня – это преследование некоего объекта. Целью погони является попытка догнать и остановить объект. Но остановка объекта не является самоцелью, обычно сверхзадача преследователя – как минимум причинить преследуемому неприятные физические ощущения, посадить в тюрьму или вовсе убить (хотя бывало, что погони устраивались, например, ради разговора по душам, но это исключение из правил). А формулировка «автомобильная погоня» подразумевает, что хотя бы один из участников погони должен управлять автомобилем (а не лошадью, мотоциклом или реактивным истребителем).

Примечание 1: Попытка обогнать кого-либо с целью достичь пункта назначения как можно быстрее не является погоней, так как задача – не преследование, а финиш с хорошим временем, иными словами, гонки – это не погони, а потому не ищите их в этом топе.

Примечание 2: Мы постарались угодить как любителям олдскульных маслкаров и каскадерских трюков, так и фанатам стритрейсеров, нарушающих все законы физики, высчитывая «крутость» сцен буквально с калькулятором, где в переменных учитывался год выпуска, хронометраж, трафик на дорогах, количество спецэффектов/трюков, саспенс, количество разбитых или культовых авто в кадре и многое, многое другое. Только попробуйте заявить, что не угодили!




«ФОРСАЖ»


Год: 2001
Хронометраж: 6.20
Кол-во участвующих машин: 5
Кол-во разбитых машин: 2
За что ценим: За олдскул в съемках
Примечательные авто: Toyota Supra Mk. IV

По сравнению с последующими фильмами франшизы, первый «Форсаж» в чем-то выглядит бледно – здесь нет дорогих авто, на весь фильм лишь пару раз появляется маслкар, а все герои ездят на японских машинах с аляповатыми наклейками (даже не аэрографией!). Тачки, на которых гоняют здешние стритрейсеры, могут позволить себе очень многие, их формы никого не поражают – главная статья расходов на подобные агрегаты скрыта под капотом, а в этом понимают уже немногие. Но вот то, что может понять каждый – это беспрецедентное напряжение и жажда вольной жизни, находящие отражение в ключевой сцене фильма.

Три черные Honda Civic Mk. V, управляемые романтичной бандой Доминика Торетто преследуют грузовик с ценным товаром, планируя без проблем взять его на абордаж. Это дело далеко не первое, дальнобойщики давно в курсе и терпеть больше не намерены, поэтому проблемы возникают одни за другой: сначала водитель не постесняется воспользоваться дробовиком, а затем неудачливый грабитель не сможет отцепиться от фуры, болтаясь на тросе и оглашая окрестности истошными воплями. Притормозить грузовик не представляется возможным, а потому снимать своего товарища и демонстрировать дружбу и своеобразный кодекс чести налетчикам придется на полной скорости. К их счастью, в дело вмешивается коп под прикрытием Брайан О’Коннер с сестрой Торетто на огненно-рыжей Toyota Supra 1994 года.

Результатом усилий команды режиссера Роба Коэна стала не только напряженная погоня, во многом предопределившая успех фильма и его продолжений, но и пять премий «Телец», присуждаемой за лучшие трюки. Каскадеры и правда лезли из кожи вон, чтобы не дать зрителю заскучать – проезжали под прицепом грузовика, прыгали туда-сюда и пускали «Хонды» в кювет. Здесь нет ни капли обязательной для сериала в дальнейшем компьютерной графики, только старые добрые механические эффекты и риск живых людей. За то и ценим.




«МАТРИЦА: ПЕРЕЗАГРУЗКА»


Год: 2003
Хронометраж: 9.30
Кол-во участвующих машин: 11 (потенциально – сотни)
Кол-во разбитых машин: 13
За что ценим: За бэкграунд
Примечательные авто: Cadillac CTS, Cadillac Escalade EXT, Ducati 996

Одна из самых масштабных погонь на нашей памяти и та самая сцена (наряду с дракой Нео против толпы Смитов), без которой смотреть «Перезагрузку» просто не имеет смысла. Морфеус и Тринити похищают некоего загадочного Мастера Ключей, чтобы выполнить крайне важную миссию (подробный пересказ перепетий сюжета займет полчаса, так что ограничимся этой версией). Естественно, такая колоритная троица не остается незамеченной, и на героев начинается охота. Полицейские патрули здесь – наименьшее из зол, ведь в преследователях числятся уже хорошо знакомые нам агенты, которые способны уворачиваться от пуль и вселяться в любое человеческое тело, подключенное к Матрице, а также парочка новых колоритных персонажей – близнецов-призраков, избавиться от которых тоже весьма непросто.

Садясь за просмотр, нужно помнить о двух вещах:

1) Погоня происходит в Матрице, это не реальный мир, а компьютерная программа, так что законы физики здесь нарушают часто и со вкусом, добавляя в и без того наэлектризованный экшн непредсказуемую «перчинку»: то призрак пролетит сквозь машину, то на месте безобидного шофера возникнет агент, да прыгнет прямо на капот, то нужно уклоняться от выстрелов, то вступать в рукопашную схватку, а то и вовсе прыгать на мотоцикл и гнать по встречной полосе. Так что нашим героям приходится не просто рулить, а натурально выживать в столь динамично изменяющихся условиях, где абсолютно любой автомобиль на шоссе – потенциальный враг.

2) Это братья (тогда еще) Вачовски, так что нас ждет настоящее пиршество спецэффектов и самые смачные slo-mo в истории. Никогда еще машины не разбивались так медленно и красиво! Подобные кадры было бы невозможно снять на обычной дороге, так что съемочная группа построила трехполосное шоссе длиной в 1,4 мили (а после безжалостно разрушило его). Никто в мире не стал бы тратить три месяца на съемки одной сцены погони, а Вачовски потратили. И не прогадали, сделав свое дело так, что подкопаться просто не к чему. Даже строгие футуристические формы «кадиллаков», на момент съемок еще не запущенных в производство, смотрятся в кадре так, что представить на их месте другие модели просто невозможно.




«ФОРСАЖ 6»


Год: 2013
Хронометраж: 6.10
Кол-во участвующих машин: 7
Кол-во разбитых машин: 13
За что ценим: За автомобильные лепешки
Примечательные авто: Dodge Charger Daytona 1969, Ford Escort RS2000 1973, Ford Mustang 1969

Доминик Торетто и его друзья, чье число растет в геометической прогрессии, все никак не угомонятся – теперь им позарез нужно остановить жестокого злодея Шоу с мягким лицом псевдо-гея Люка Эванса, только что угнавшего из-под носа у военного конвоя танк, который зачем-то перевозили на грузовике (!!!). Ну да логичность и правдивость повествования не была сильной стороной франшизы уже начиная со второй части, уступив место зрелищности и невероятным (в прямом, физическом смысле) кульбитам. Главное, что на месте осталась немеркнущая лысина Дизеля и шикарные тачки.

Шестой «Форсаж» в этом плане, конечно, уделал всех: здешний автопарк заставляет заплакать даже привыкших к роскоши коллекционеров раритетных авто, что уж говорить о нас с вами, простых смертных, окруженных, в основном, наследием титанов инженерной мысли АвтоВАЗа. Банда Торетто теперь ездит исключительно на ультраредких спорткарах конца шестидесятых годов (хотя вполне могли бы кататься на современных машинах). Но нас подобные реверансы в сторону «Доджей» и «Фордов» устраивают, так действительно круче.

А еще круче, что создатели совсем не жалеют эти музейные экспонаты на колесах, без зазрения совести пуская тот же «Мустанг» 1969 года под гусеницы танка. А уж то, что где-то рядом в этот момент летит, размахивая конечностями Роман Пирс, успешно приземляясь на крышу тачки Брайана О’Коннера, – дело десятое. Да и «прыжок веры» Торетто ряди спасения своей возлюбленной – это для романтиков и прочих люков эвансов. Мужики же не могут оторвать глаз от того, как бронированный монстр вырывается на «встречку» и превращает машины ошалевших водителей в котлеты. Скрежет, пыль, грязь, пара залпов из орудия, ну что еще нужно для счастья?! Даже странно, что никто раньше не догадался проиллюстрировать поговорку «против лома нет приема», ведь нет ничего веселее, чем столкнуть лбами легендарные маслкары прошлого и современные «игрушки» Пентагона.




«ПЛОХИЕ ПАРНИ 2»


Год: 2003
Хронометраж: 4.20
Кол-во участвующих машин: 10
Кол-во разбитых машин: 22 + 1 катер
За что ценим: За виноватое лицо Мартина Лоуренса
Примечательные авто: Ferrari 550 Maranello

Парочка колоритных чернокожих копов Майк Лоури и Маркус Бэрнетт гонятся за бандой отмороженных гаитян по солнечным дорогам Майами. На стороне правосудия то, что это же чертовски крутые Уилл Смит и Мартин Лоуренс (оба – участники нашего самого неполиткорректного топа), на стороне бандюганов – ужасные дреды и автоматы. У первых – Ferrari 550 Maranello, с которой сдувает пылинки Майк, у вторых – грузовик с прицепом, полным автомобилей, которые так удачно легко сталкиваются прямо на преследователей.

С одной стороны – перед нами отличная реклама «Феррари», ловко объезжающей неожиданно возникающие препятствия. С другой стороны – этот без пяти минут гоночный болид не может догнать трейлер, разогнанный гаитянами, надо полагать, до околосветовой скорости. Ну да ладно, кого волнуют такие мелочи? Ведь Майкл Бэй, экранизировавший в 2007-м трансформеров, начал обращаться к детским игрушкам еще за 4 года до того. Помните портативную игровую систему Brick Game (в народе – карманный «Тетрис»)? Так вот, «Плохие парни 2» – просто экранизация тамошнего режима Race Game (или просто «гонки»). 130-миллионная экранизация, надо заметить, с голливудскими звездами первого эшелона.

В звездах, кстати все дело. Мы, конечно, снимаем шляпу перед талантами Бэя взорвать все к чертям – так красиво, как он, скинуть на проезжую часть машины и даже катер (!), не смог бы, наверное, никто, – но именно Лоуренс и Смит заставляли нас давиться от смеха. Первый своими криками (нечто среднее между «Wow!» и «Yo!»), комментирующий каждый маневр напарника, и второй, скрипя зубами терпящий это безобразие у себя под боком. Ну а момент, когда Маркус в пылу перестрелки случайно всаживает несколько пуль прямо в приборную панель любимой «Феррари» Майка – это просто нужно видеть. Словами такое не описать, даже суммы в $21.000 за ремонт будет мало. А для полноты ощущений рекомендуем посмотреть и следующую за погоней сцену разговора с капитаном полиции.




«ВОДИТЕЛЬ»


Год: 1978
Хронометраж: 9.10
Кол-во участвующих машин: 2
Кол-во разбитых машин: 1
За что ценим: За грамотное исполнение
Примечательные авто: Обжигающе красный Chevrolet C-10 Mk. III

Тот, кто играл в Driver для первого Playstation, после просмотра одноименного фильма 1978 года без труда определит, чем вдохновлялись разработчики из Reflections Studio. И будь «25-й кадр» игровым журналом, редакция без промедления разразилась бы целой статьей с сенсационными материалами, интригами и расследованиями, которые положили бы начало мировой войне между геймерами и киноманами. Но разжигать конфликты не по нашей части, равно как и писать про игры, потому ограничимся фразой «как и в игре».

Итак, как и в игре, главный герой по замысловатой кличке «Водитель» специализируется на, хм, извозах крайне антисоциальных личностей. Примерно, как Стэтхэм в «Перевозчике», только в стократ круче, ибо он невозмутимей и молчаливей самого Райана Гослинга из «Драйва». После многократных проверок на прочность cojones Водителя, нелегкая сценарная судьба заносит его за руль кроваво-красного пикапа Chevy C-10 1973 года выпуска. Да непростого, а с заниженной передней осью и форсированным движком, который стрекочет голосом «Запорожца», пропущенного через неимоверно мощный аудио сабвуфер. После такого даже преследуемый им стальной «Ferrari для бедных» Pontiac Firebird Trans Am 1976 года выцветает до блеклого серого пятна – настолько выразительна красная «фурия». Хотя для флегматичного главного героя с его черноволосой спутницей это «пятно» с пацанской аэрографией черного пламени по бокам – главная цель.

После резвого старта на ж/д вокзале обе машины лавируют в транспортном потоке ночного Лос-Анджелеса, срываясь на каждом повороте в красивые постановочные полицейские заносы, в то время как ракурсы камер изобилуют всеми доступными средствами: начиная с положений «от бампера» и «из салона» и заканчивая привычными статичными кадрами «со стороны». С одной стороны, в этом нет ничего нового, с другой – ювелирная точность, с которой подгадана смена съемочных планов, не сбивает ритма челленджа и органично вплетается в динамику схватки. Фары слепят, водитель Pontiac'a заметно нервничает, пока Водитель со спокойным, едва ли не скучающим, видом бравирует рулем своего Chevy, как маэстро мулетой в корриде, периодически проверяя на прочность автомобиль беглеца.

В лучших традициях олдскула и музыкальные аранжировки, которые в «Водителе» с успехом замещаются шипением покрышек, царапающим скрежетом металла и прочими производными звуков ночи в условиях урбанистических пейзажей.

Но самый запоминающийся эпизод предстает в финале, когда автомобили заезжают на гигантский склад и, неспешно булькая поршнями, устраивают импровизированную игру в прятки. Словом, как в игре.




«ДЕТЕКТИВ БУЛЛИТТ»


Год: 1968
Хронометраж: 9.30
Кол-во участвующих машин: 2
Кол-во разбитых машин: 2
За что ценим: За образцовое противостояние американских «мускулов»
Примечательные авто: Ford Mustang GT Fastback 1968, Dodge Charger R/T 1968

Он садится в Ford Mustang GT охотничьего зеленого цвета и примечает черного «плохиша», Dodge Charger, в зеркале заднего вида. Предчувствуя беду, а зритель зрелищную погоню, детектив Буллитт с бессменно крутым выражением лица пристегивается двухточечным ремнем безопасности и, разогревая сердце железного коня, отправляется с «хвостом» восвояси на легендарные склоны Сан-Франциско. Неторопливо потрескивающие двигатели и нарастающий музыкальный мотив за кадром обосновывают предположение, что сейчас начнется нечто гораздо интересней, чем кошки-мышки на тихой волне. Так и происходит. Легкой рокировкой хищник меняется с жертвой местами и уже профессиональные убийцы (другие на Charger’e 1968 года не ездят) срываются на перекрестке в управляемый занос, оставляя за собой серые клубы дыма – результат запредельного крутящего момента переданного на шестерни межколесного дифференциала.

Так начинается легендарная погоня, чьи участники стали предметом воздаяний, цитат и подражаний не одного поколения молодежи. Что говорить, если к 40-летию фильма на рынок выпустили специальную версию нового «Мустанга» с идентичным цветом, фирменными дисками и шильдиками с лаконичной припиской – Bullitt.

Главная же ценность погони – прыжки по склонам Сан-Франциско – переданы с незабываемо красочных ракурсов камер, включающих прорывной, по меркам того времени, вид «из салона». Забавно, но такие удачные находки лишь вынужденная импровизация режиссера Питера Йетса, которому скупые городские власти выделили крошечный участок для сьемок. Это заметно, в частности, по проезжающим автомобильным «близнецам» Pontiac’a GTO 1969 и культового «Жука», которые то и дело, чередуясь, просачиваются в кадр. Но в остальном, качественный по тем временам монтаж создал иллюзию бесшовного преследования. И пускай дальше затяжные прыжки уступают место загородной дороге, где разжиженная динамика сбавляет взятую остроту и накал, трудно не признать, что без этой погони не было бы и половины списка нынешнего ТОПа. По оказанному влиянию на кинематограф «Буллит» однозначно находится там же, где и автомобиль Бенца, без которого невозможно было бы представить облик современного автомобиля.




Игорь Талалаев
Ярик Ленциус

>>> ЧИТАТЬ ЕЩЕ ТОПЫ! <<<
Нравится
Дайджесты
Номера
Вы не вошли на сайт!
Имя:

Пароль:

Запомнить меня?


Присоединяйтесь:
Онлайн: 0 пользователь(ей), 212 гость(ей) :
Внимание! Мы не можем запретить копировать материалы без установки активной гиперссылки на www.25-k.com и указания авторства. Но это останется на вашей совести!

«25-й кадр» © 2009-2024. Почти все права защищены
Рейтинг@Mail.ru Яндекс.Метрика
Наверх

Работает на Seditio