Огромные широко распахнутые глаза девушек с тонкими чертами лица, устрашающие роботы, которыми управляют хрупкие юноши, хеппи-энд, означающий гибель героев, и чувственность, переходящая то ли в символику, то ли в нервозность... Это - известная во всем мире японская мультипликация, ставшая популярной и в нашей стране. Одна из самых узнаваемых, кстати.
Все дело в соответствующей графике, имеющей неизменные характерные черты, о которых говорилось чуть выше. Многие обращают внимание на резкие движения героев аниме. Разгадка - в убеждении японцев в том, что подробно прорисовывать движения персонажей нет необходимости. Куда полезнее обратить внимание зрителя на детали изображения, вследствие чего на экране часто появляются выразительные стоп-кадры.
Являйся мы гражданами этого восточного края, смогли бы в достаточной мере оценить превосходную озвучку анимационных фильмов, которой группы дубляжа в Стране Восходящего Солнца отдают неимоверное количество сил, времени и денежных средств. Можно сказать, что дубляж в своей основе идеален. Голоса героев передают самые тонкие эмоции, а любые шумы окружающей их реальности просчитаны до мелочей и зачастую несут в себе скрытое значение.
К сочинению саундтреков подходят не менее серьезно. Часто в них звучит то, что называется «J-pop» - предельно жизнерадостная национальная музыка. Японцы невероятно любят и пристально следят за появлением новых саундтреков в аниме, которые часто попадают на вершины хит-парадов. Например, направление «J-pop» обязано своей востребованностью, прежде всего, популярности создаваемой мультипликации.
Характерно, что образы героев напрямую связаны с традициями и культурой страны. Это выражается в образной системе действующих лиц, передаче их эмоций и ходов сюжета, основанных на легендах и верованиях Восточной культуры. Нужно заметить, что Западная школа мультипликации не идет в сравнение с графическим языком аниме, позволяющим несколькими малозаметными штрихами передать состояние персонажа, рассказать о его характере. Каждый элемент имеет особое значение. Важен цвет глаз и волос, а уж если говорится о группе крови героя, будьте уверены, что это неспроста.
Однако при всем этом основное содержание будет понятно для зрителя любой национальности, стоит лишь помнить о символизме этого языка, в котором настоящее горе показано не рыданиями и истериками героя, а одинокой слезой на дрожащих ресницах. Исторически происхождение аниме связано с мангой, т.е. национальными комиксами. Манга, в свою очередь, появилась из коротких романов с иллюстрациями и образовала собственную культуру, от которой и берет корни японская мультипликация.
С анимацией в Японии стали экспериментировать еще в 1913 году. А первые фильмы продолжительностью 1-5 минут появились уже в 1917. В то время, являясь для страны новым жанром, первые анимационные фильмы пытались подражать европейской мультипликации повторением сюжета. Чуть позже стали появляться экранизации традиционных восточных сказок.
Золотая эра национальных фильмов наступила с появлением Тэдзуки Осаму в 1961 году. Человек, которого до сих пор называют «богом аниме», заинтересовавшись успехом американских телевизионных сериалов, занялся производством японской анимации, заменив в них сказочные сюжеты научной фантастикой, набиравшей тогда популярность. Кроме того, именно Тэдзуки Осаму увеличил продолжительность фильмов до 23-25 минут.
Наряду с Осаму можно упомянуть автора известного «Сейлормуна» Наоко Такеучи, Румико Такахаши, придумавшую знаменитую «Ранму», создателя знаменитой студии «Гибли» Хаяо Миядзяки, считающегося творцом нового своеобразного стиля.
Эра телевидения, начавшаяся в 1970-х годах, внесла свои коррективы в историю аниме. Стали выходить не отдельные фильмы, а сериалы, состоящие по основному стандарту из 13, 26 или 39 серий. Самые популярные сериалы, конечно, шли намного дольше.
В 1980-х японские анимационные фильмы стали выпускаться специально для кинотеатров, что означало их продолжительность дольше традиционной, и составляющей время, большее пятидесяти минут. Помимо этого, они стали издаваться на видео, причем, в особом формате, называвшимся «Original Animation Video».
В эти же годы с книги американского писателя Уильяма Гибсона «Нейромансер» начинается стиль «Киберпанк». Мрачный боевик разворачивается на фоне японского города Тибо. В итоге японцы охотно использовали и развили придуманную Гибсоном эстетику. Основными темами стали - бунт искусственного интеллекта, хакерские мрачные подполья, восстание киборгов. Выделяется главная философская проблема - существует ли разум вне тела? Одна из известнейших картин в данном жанре - «Ghost in the shell» режиссера Масамуне Широ.
В своих жанрах аниме создает богатый простор для фантазии и реализации всевозможных идей, и в этом многообразии японской мультипликации может запутаться даже зритель со стажем. Для простоты восприятия можно выделить три основных направления. Во-первых, детское (комодо-аниме). Направление, исторически сложившееся одним из первых и основанное на экранизации коротких сказок, юмора и повседневности.
Во-вторых, аниме для подростков, делящиеся на фильмы для мальчиков (сёнэн-аниме) и девочек (сёдзё-аним). В данном направлении куда большее разнообразие сюжетов. Большое значение уделяется научной фантастике, приправленной магией и историческим фэнтези. Интересно, что в лентах для подростков показаны довольно жестокие и откровенные сцены убийств и насилия, в отличие от западных анимационных фильмов, которым подобные реалии даже не снились. Здесь же сюжет действительно непредсказуем. Главные герои могут жестоко и бессмысленно погибать после всех своих подвигов, которые в итоге оказываются напрасными. В этой неприкрашенной реалистичности - сила и честность японских анимационных фильмов, содержащих в себе обширную философию жизни.
Фильмы для девушек основаны на романтике и любовных испытаниях. Интересно, что в ранних анимационных произведениях Японии героини были лишены бунтарского духа, в отличие от современной направленности. Культ сильных девочек, влюбленных в слабых мальчиков - ныне один из самых популярных в данном жанре.
И, в-третьих, направление для взрослых. Здесь также многообразие жанров, среди которых можно выделить те, что характерны только для аниме: «махо-сёдзё» - жанр о приключениях девочках с магической силой, «хентай» -эротическое аниме, «сэнтай» - жанр о приключениях небольшой команды персонажей, «яой» - истории об однополой любви мальчиков, и так далее.
Все это дает представление о японской анимации как о переплетении культуры, традиций и современных технологий по-прежнему загадочной Японии с ее неповторимым колоритом новейшей техники и таинственной магии, лежащей ровно посередине западных определений мэйнстрима и арт-хауса.
Ирина Лукьянова
.